В российской школе нет места для Linux
По мнению экспертов, в российской школе свободному программному обеспечению не место. Кто эти эксперты и почему у них сложилось подобное мнение, разбирался корреспондент Infox.ru.
На сайте правительства Нижегородской области опубликовано экспертное заключение, в котором целесообразность и эффективность внедрения свободного программного обеспечения (СПО) в средних учебных заведениях подвергнуты сомнению. Корреспондент Infox.ru решил разобраться, кто и почему в России дает такие экспертные заключения.
Linux в школе. Приговор
Экспертное заключение было подготовлено по итогам первого этапа апробации пакета свободного программного обеспечения на базе 10 пилотных школ Нижегородской области. Эксперты выявили три достоинства СПО и восемь недостатков.
К достоинствам отнесли бесплатность лицензии и обновлений, а также доступность дистрибутивов. Недостатками эксперты назвали сложности в инсталляции и настройке программного обеспечения, проблемы с подключением периферийного оборудования, некорректную работу используемых в школе программных продуктов, отсутствие методических пособий, несоответствие учебных программ особенностям СПО, необходимость коррекции файлов, наработанных преподавателями в MS Office, и необходимость повышения квалификации учителей.
При этом основными угрозами при переходе на СПО названы неготовность педагогов школ и отсутствие опыта работы с новым софтом, а также потребность участия школьных системных администраторов, на зарплату которым у школ нет денег. При этом отмечены широкие возможности по созданию файловых серверов, школьных сетей и пригодность СПО к настройке под требования конкретного пользователя.
В документе отмечены проблемы, с которыми столкнулись все участники пилотного проекта. Это проблемы технического плана, возникшие при настройке операционных систем и подключении оборудования; проблемы несовместимости используемых школами программ с ОС Linux (многие программные пакеты, используемые в процессе обучения, пишутся для ОС семейства Windows). Проблемой методического плана названо отсутствие адаптированных под Linux учебников и методических пособий, а кадровой проблемой — ограниченность подготовки педагогов и нехватку системных администраторов.
Кто автор документа?
Ни в тексте «Экспертного заключения», ни на сайте правительства Нижегородской области, на котором оно было опубликовано, нет не только фамилий авторов документа, но и наименования организации, подписавшей приговор СПО. Единственный намек на авторов содержал заголовок документа, в котором упоминалась «кафедра информационных технологий».
Исследование сайтов ведущих региональных вузов — Нижегородского государственного университета им. Н. И.Лобачевского и Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е.Алексеева — результатов не дало: кафедры с точно таким названием не обнаружено. Кафедра была найдена в структуре Нижегородского института развития образования (НИРО).
Начальник управления дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Любовь Витальевна Шмонина по телефону подтвердила догадку корреспондента Infox.ru: автором экспертного заключения стали специалисты кафедры информационных технологий НИРО. От дальнейших комментариев чиновник отказалась.
По информации с официального сайта заведения, НИРО является институтом повышения квалификации педагогических работников Нижегородской области. Кроме подготовки педагогов институт занимается научными исследованиями.
На странице кафедры информационных технологий института есть информация, дающая представление о характере этих исследований, а также сведения о «научных и социальных партнерах» кафедры.
Почему экспертам не понравился Linux?
Согласно опубликованной на сайте НИРО информации, кафедра информационных технологий реализует международный исследовательский проект Microsoft «Влияние электронной среды обучения на качество образования младших школьников».
В списке научных и социальных партнеров кафедры фигурируют корпорация Microsoft, некоммерческий фонд «Вольное дело», ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Фонд «Вольное дело» известен участием в совместной программе Intel, Microsoft и ASUS по поставкам в российские школы компьютеров с предустановленным программным обеспечением от Microsoft. Так, на сайте Intel еще в 2007 году анонсировались планы поставок в российские школы: 200 тыс. компьютеров в год, содержащих пакет Microsoft Student Innovation Suite (Microsoft Windows + пакет офисных приложений Microsoft Office). Программа осуществляется в рамках мировой инициативы Microsoft «Мир безграничных возможностей».
Программное обеспечение от корпорации Microsoft поставляется в российские школы в рамках благотворительной программы — бесплатно. Но срок действия «школьных» лицензий ограничен. Так, лицензия на Windows 7, которую устанавливают на школьные компьютеры в 2010 году, действует только до конца 2010 года.
До 2010 года включительно расходы на обновление лицензий брало на себя государство. В 2011 году расходы на данные цели федеральным бюджетом пока не предусмотрены. По оценкам специалистов, на обновление коммерческих продуктов в следующем году из бюджета государства придется выделить 3 млрд руб.
ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний» известно изданием учебных пособий для российских школ. Например, методическое пособие «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2−11 классы» содержит программы по курсу информатики. Частью программы являются такие курсы, как:
Программа элективного курса «Основы программирования на примере Visual Basic. NET» (Microsoft Corporation).
Программа элективного курса «Основы компьютерных сетей» (Microsoft Corporation).
Программа элективного курса «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка» (Microsoft Corporation).
Программа элективного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» (Microsoft Corporation).
С выдержками из методического пособия можно ознакомиться здесь.
Комментарии
pomodor
20 июля, 2010 - 14:21
Ааа! Зашевелились, казнокрады!? ;) Давить вас надо обосранным сапогом. Других комментариев делать, пожалуй, не стану, ибо и так все ясно. :)
Чингачгук
20 июля, 2010 - 15:11
Э-э... Бесплатность лицензии и бесплатность обновлений это два разных достоинства? ) А что значит "доступность дистрибутивов"? В общем, понятно, откуда "эксперты" получают зарплату.
Только массовые расстрелы спасут Родину.
comrade
20 июля, 2010 - 16:01
"Вольное дело" - это гибрид "Вольных каменщиков" и "Нашего дела"?
(т.е., массонов и КозаНостры? ;-))))
pomodor
20 июля, 2010 - 16:14
Скорее гибрид Дерипаски и школьного компьютера.
comrade
20 июля, 2010 - 16:34
Хе-хе!
Либератум не дремлет и всё помнит :-)))
pomodor
20 июля, 2010 - 16:44
Да это модуль похожие материалы не дремлет. Там, внизу. Мой любимый модуль. Пи...деть-то можно много, а вот против фактов не попрешь. :)
Чингачгук
20 июля, 2010 - 16:34
Учебники заточены под конкретный софт? Это как математика заточенная под конкретный мел. Или физкультура заточенная под мячи определённой раскраски. Да и какой там софт то? Что пейнт и нотпад незаменимы? Хотя нет, я всё еще помню контрольную по информатике, где надо было по памяти описать, на какие кнопки надо нажимать чтобы отформатировать текст как в образце, у меня чуть тогда эпилептический припадок не случился от такой постановки задачи.
pomodor
20 июля, 2010 - 16:46
Предлагаю переименовать уроки информатики в уроки преданности Микрософт. Основные темы будет две: как нажимать кнопку "пуск" и куда нести деньги за продление лицензии.
Комментировать