В украинском Приватбанке установили на 36 тыс корпоративных компьютеров Ubuntu. Обозреватель PCWeek Сергей Голубев расспросил ИТ-директора банка Дмитрия Дубилета о нюансах внедрения.
Какими основными критериями вы руководствовались, принимая решение о переходе на Linux?
Есть два основных аспекта перехода на Linux — экономический и технологический. Причём первый намного проще, переход в значительной мере определяется вторым аспектом, и никак не наоборот
При достаточной квалификации ИТ-подразделения экономика миграции сводится к оценке сравнительной стоимости лицензии на одно рабочее место, которую надо умножить на количество рабочих мест (в нашем случае — более 30 000). Очевидно, что Linux с этих позиций радикально предпочтительней. Но кроме экономической составляющей есть также и ряд преимуществ, которые мы получаем с точки зрения централизации управления и поддержки.
Главным в технологическом смысле для нас стал переход не на Linux, а на использование облачных приложений. Поскольку мы его уже сделали, то миграция на Ubuntu прошла без особых потрясений. Это же позволяет нам сейчас делать новый переход в наших отделениях — на планшеты iPad.
Замечу, что у нас нет принципиальной позиции по использованию исключительно свободных решений. Например, ПО для рабочих мест сотрудников call-центра мы покупаем у Microsoft.
Большие ли усилия потребовались для того, чтобы убедить руководство банка? Какие основные аргументы для этого использовались?
Усилий практически не потребовалось. Мы — компания, изначально ориентированная на широкое использование современных информационных технологий. Практически все топ-менеджеры, включая председателя правления, у нас очень хорошо разбираются в предмете. Экономический эффект очевиден, технологические проблемы понятны и решаемы — никакие иные аргументы не нужны.
Почему из всего разнообразия дистрибутивов Приватбанк выбрал Ubuntu?
Ubuntu от Canonical — самый распространённый десктопный дистрибутив последних лет. Вокруг этой системы уже сложилось обширное сообщество, с помощью которого проще найти решение возникающих проблем.
Что касается экспериментов Canonical в области пользовательских интерфейсов, то мы консервативны: банк использует Ubuntu с рабочим столом Gnome Classic. Переход на Unity мы пока даже не рассматриваем.
Сколько времени потребовал переход на Linux?
Миграция была очень плавной. Большой переход на Linux у нас состоялся более 10 лет назад. Но только в этом году мы добились абсолютной централизации, когда все компьютеры имеют одну систему (мы ее назвали PrivatLinux), которая поддерживается из центра.
Были ли какие-то попытки «тихого» саботажа со стороны сотрудников? Мол, ничего не работает, верните нам Windows.
Не было. По крайней мере — в заметных масштабах.
Дело в том, что Linux у нас заработал не сразу. Был заметный переходный период, поскольку действительно не всё функционировало как следует. Когда всё наладилось, люди привыкли. И повторюсь, что у нас практически все операции осуществляются через браузер, поэтому тип настольной ОС не имеет решающего значения.
Как была решена проблема, связанная с недостаточно полной поддержкой форматов MS Office свободными аналогами?
Это самая простая проблема. Рецепт — Writely, который затем превратился в Google Docs, а теперь называется Google Drive.
Какие советы вы могли бы дать руководителям ИТ-служб крупных компаний, которые примут решение о переходе на Linux?
Прежде всего — научитесь четко формулировать преимущества перехода. Причем для каждой стороны: для руководителя, для массовых сотрудников — они должны быть свои.
Спасибо за беседу.
Отон ключ к успешному внедрению.
Хотя Шаттлворт наверняка расстроится. 36 тыс банковских работников останутся без его баннеров.