Ты станешь киборгом, детка

Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее») — довольно-таки распространенная технология в США и во многих странах Европы. Ее основной смысл — мобилизация людей из самых разных слоев общества — от рядовых потребителей и предпринимателей до глав исследовательских центров, государственных и политических деятелей на достижение поставленных на десятилетия вперед задач (см. «под текст»). В апреле 2008 года по инициативе Общественной палаты РФ и благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение»* при участии Международной методологической ассоциации** стартовал первый в России общественно-политический форсайт-проект «Детство-2030»***.

В апреле 2010 года стал известен один из главных выводов форсайта: «необходимость трансформации дискурса детства». Единого понимания того, к чему нужно готовить детей, ни у кого нет. По сути, к детям относятся как к «недолюдям», которым только еще предстоит когда-то стать людьми.

— Нужны усилия в различных сферах, которые важно принимать уже сейчас, потому что есть точки невозврата... За два года проект достиг критической массы, мы выслушали более ста региональных специалистов, получили результаты целого ряда исследований. Теперь, когда мы уже хорошо ориентируемся в теме, возникла необходимость привлечь наиболее квалифицированных экспертов, — сказала руководитель форсайт-проекта «Детство-2030» (она же руководитель ФГУ «Аппарат общественной палаты РФ») Алина РАДЧЕНКО. Выражение лиц «наиболее квалифицированных экспертов», собравшихся в Федеральном институте развития образования (ФИРО) на заседании круглого стола по теме «ДЕТСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН», не предвещало ничего хорошего. Им явно что-то не нравилось. Возможно, видеопрезентация частичной схемы дорожной карты форсайт-проекта. Там по каждой сфере жизни буквально по полочкам было разложено, что произойдет, если будут введены инновации, — позитивный сценарий. И если нет — соответственно — сценарий негативный. К примеру, в области демографии и миграции, если не привлекать «качественных мигрантов» и не проводить «программы адаптации и интеграции», то к 2015 году наступит кризис, произойдет «размытие кадрового капитала, Россия станет экономическим карликом». В сфере родительства нужна «проверка их знаний и компетенций», и так по всем направлениям: инновации — от сферы семьи до бизнеса детских товаров и услуг. А может быть, участникам круглого стола не нравился «фантастический» образ будущего, который с помощью технических инноваций будут выглядеть так:

ДЕТИ 2030 ГОДА (по материалам дорожной карты форсайт-проекта, пересказано близко к тексту)

Им не нужно будет учить иностранные языки, потому что уже к 2014 году широко распространится Voice-translator — портативное устройство, которое позволит за счет синхронного голосового перевода непосредственно общаться людям, говорящими на разных языках. Дети будут жить в многонациональном обществе, где языковых границ больше нет.
Появится устройство для загрузки информации на кору головного мозга. Дети смогут получать образование через Интернет и освоить там любую профессию — таким образом, школы и вузы могут оказаться не нужными уже к 2025 году

К этому же времени появится возможность программировать способности и характеристики детей. Их воспитанием смогут заниматься роботы.

Ведущий круглого стола, директор ФИРО, академик РАО (Российская академия образования) Александр АСМОЛОВ призвал коллег работать в стратегии накопления согласия. Тему необходимости форсайт-проекта «Детство-2030» поддержал директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО:

— 99% того, что мы делаем, происходит по уже свершившимся фактам — это догоняющее поведение, — сказал он. — Нам действительно не хватает тех исследований, которые работают на будущее, дают нащупать пока еще скрытые тенденции.

— Они не просто необходимы, в них есть острейшая потребность, — сказал вице-президент РАО, академик Давид ФИЛЬШТЕЙН. — Сегодня взрослый мир отодвинулся от мира детства.

— Как специалист в области возрастной психологии я могу сказать, что в представленном форсайт-проекте отражены многие важные проблемы современного детства, но некоторые моменты вызывают тревогу, — так начала свое выступление заместитель декана факультета психологии МГУ Ольга КАРАБАНОВА. Она объяснила, что современная наука не может принять тезис о том, что к 2025 году «дети могут рождаться с заданными характеристиками и способностями». Есть только некие возможности, но дети рождаются и развивают способности в сотрудничестве с взрослыми. Нельзя также согласиться и с тем, что на развитие детства позитивно повлияет переход к общественному воспитанию в ущерб отношениям семьи. Таким образом, игнорируется значение отношений с близкими взрослыми, а это — важнейший источник психического развития ребенка, его эмоционального благополучия. И уж совершенно необоснован прогноз об «отсутствии образовательной системы к 2025 году». Будут разные возможности, и говорить об отсутствии системы — неверно, система станет более сложной, вариативной… Разнообразие траекторий вступления в жизнь не опровергает необходимости образовательной системы…

Следующего выступающего, директора Центра социологии образования РАО, академика Владимира СОБКИНА больше встревожило не то, что есть в форсайт-проекте, а то, чего там нет, — темы искусства, важнейшей предпосылки развития человека

— Искусство — та смысловая питательная среда, которая для социализации ребенка, для его развития выполняет очень важную роль на всех этапах — и дошкольного, и подросткового детства. Это серьезное упущение, — сказал он и рассказал еще об одном глубинном противоречии: — Мы всегда анализируем ребенка, а цели и мотивация взрослого выпадают из поля зрения. Мы как-то сравнивали ценностные ориентации подростков из Амстердама и Москвы и выяснили, что они практически не отличаются. Но позиции взрослых — учителей и родителей — были принципиально разными. Мне кажется, это очень серьезный методологический момент. Важна многопозиционность анализа ситуации…

…Формулировка из проекта постановления правительства РФ «Единый перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности граждан, подлежащих призыву на военную службу» рассмешила собравшихся просто до слез. Там в графе «Требования к психологической и интеллектуальной подготовленности» сказано, что призывник должен знать «последовательность инженерного оборудования одиночного окопа…». «Документ эпохи» получила для экспертизы и зачитала на заседании директор Института возрастной физиологии, академик, доктор биологических наук Марьяна БЕЗРУКИХ. Она заметила, что к этой же серии абсурда можно, пожалуй, отнести и сообщение о том, что к 2025 году появится… «устройство для загрузки информации на кору головного мозга», но это уже цитата из форсайт-проекта. Ее позиция:

— За последние 20 лет популяционных исследований в нашей огромной стране не было. В течение последних четырех лет мы проводим комплексную оценку развития детей, поступающих в школу. Сейчас у нас 40 тысяч детей из разных регионов. И мы получаем очень разные параметры социального и личностного развития. Можно повлиять на интеллектуальное и личностное развитие, но с биологическим ничего сделать нельзя. Мы видим «ножницы» — биологический возраст отстает от факторного на полтора-два года, и это напрямую связано с социальной реальностью. Это удар по мифу о том, что современные дети растут быстрее… «Ножницы» создают условия для того, чтобы возникал комплекс школьных проблем.

Нельзя вводить инновации и создавать форсайт-проекты, не имея комплексной оценки развития ребенка, системных исследований… Но все этого требуют, и у меня вопрос: ради чего? Почему у нас такая жесткая система внедрения инноваций при полном незнании исходного материала? Требуется, чтобы школа выпустила ярко выраженного невротика, обремененного знаниями?

— Иногда, оценивая риски инноваций, которые на самом деле являются мобилизацией, мы приходим к выводу о том, что есть смысл спеть оду консерватизму, — сказал ведущий круглого стола Александр Асмолов, — но экспертное сообщество не должно оставаться равнодушным к теме. Нужны опережающие экспертизы любых управленческих решений, которые касаются мира детства. Нужен комплексный, полидисциплинарный анализ. Слова демографа Анатолия Вишневского — «детоцентризм как ценностная установка» здесь как нельзя кстати. И еще одна формула, на этот раз — великого психофизиолога Николая Берштейна: «задача рождает орган». Вдумайтесь в эту формулировку — сначала задача, а потом структуры, потом программы…

Я же все вдумываюсь в вопрос: почему у нас в стране самый первый масштабный форсайт-проект сразу же взялся за тему детства? Вот ведь даже в самолетах стюардессы предупреждают, что в случае аварийной ситуации прежде всего надо обеспечить спасательным жилетом себя, а потом ребенка. Просто потому, что если взрослый в порядке, он о ребенке позаботится, а ребенок без взрослого — даже в жилете — пропадет… С другой стороны, у нас же пока не катастрофа, и даже сам форсайт-проект показывает пока только «точки социального напряжения» в отложенном будущем. Может быть, эти точки можно пройти, только рассматривая все через детство?

Пока без оценки
pomidorium

уже к 2014 году широко распространится Voice-translator

Помню, в конце 80-х говорили примерно то же, мол, к 2000 году широко распространится диктовка текста голосом и автоматизированный перевод на любой язык мира. Уверен, и к 2014 не будет ничего создано, ни к 2020. В общем, детишки, учите все же языки.

Дети смогут получать образование через Интернет и освоить там любую профессию

Глупость. 99% зависит от преподавателя. Сможет увлечь ребенка, сможет передать свой опыт и знания — образование будет качественное, не сможет — никакие интернеты не помогут. Это как сказать "дети смогут получать образование в троллейбусе и освоить там любую профессию". Все зависит от преподавателя.

Появится устройство для загрузки информации на кору головного мозга.

Я даже догадываюсь кто будет автором "загрузчика". "Академик", заслуженный профессор кислых щей, Петрик. А кто будет интересоваться почему так много детишек померло или сошло с ума, тех Грызлов, очевидно, обзовет мракобесами и обвинит в торможении прогресса.

у меня вопрос: ради чего? Почему у нас такая жесткая система внедрения инноваций

А разве не очевидно? :) Под инновации воровать ныне модно. Чиновник ворует, а народ радуется — Родина поднимается с колен.

одна формула, на этот раз — великого психофизиолога Николая Берштейна: «задача рождает орган»

А иногда орган рождает проблему. :)

Ваша оценка: Нет
pomidorium

нанонейроинжектор
Президент внимательно знакомится с нанонейроинжектором для загрузки информации в кору головного мозга школьников.

Ваша оценка: Нет
Янус

>>Появится устройство для загрузки информации на кору головного мозга. Дети смогут получать образование через Интернет и освоить там любую профессию — таким образом, школы и вузы могут оказаться не нужными уже к 2025 году.
И случись какой-либо серьезный сбой в корневом сервере - и трендец им всем приснится! Чтобы выжыть, динозаврам нужно было периодически что-то жевать - но они все равно вымерли...Смысл обычного обучения сводится к нескольким вещям: получение знаний, опыта, - но самое главное - обучится САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБУЧАТЬСЯ (извиняюсь за тавтологию). То есть если нет интернета - выучить по учебнику, Фарадея же никто не обучал физике и электротехнике ;) ,он ведь сам, своим умом ко многому дошел - и теперь мы учим в школе результаты его трудов...Правда этот процесс занимает много времени...

>>К этому же времени появится возможность программировать способности и характеристики детей. Их воспитанием смогут заниматься роботы.
Подобное порождается подобным! Это уже и не совсем люди будут...Киберы какие-то... Скайнет уже рядом!

Ваша оценка: Нет
comrade

Компьютерные системы довольно скоро (несколько лет?) достигнут уровня человеческого мозга и будут развиваться дальше.

Вариантов, вроде, три:
1) "Скайнет со всеобщим терминатором"
2) Использование новых возможностей совершенствования немногими. А остальные, в лучшем случае, окажутся на положении животных в заповедниках.
3) Использование новых возможностей для развития всем человечеством (...более-менее - кроме шибко верующих, само собой:-)

Да, тогда автоматический перевод будет возможен.
Но более интересное следствие - фактическое бессмертие.

Ваша оценка: Нет
pomidorium

Компьютерные системы довольно скоро (несколько лет?) достигнут уровня человеческого мозга

Почему Вы так решили? Я, как человек, прошедший все ужасы курса ФЧЖ (физиология человека и животных) и Анатомия человека не могу с Вами согласиться. Если принять существующую модель формального нейрона человека как за верную, то все равно пока нет никаких оснований полагать, что компьютер скоро догонит человека. Пока моделируемые нейронные сети остаются на уровне кузнечика.

Ваша оценка: Нет
comrade

Не, уже в этом году новость была, что IBM кошку смоделировала (правда, в 20 раз заторможенную).

А, совсем свежачок, на томографе+компьютере научились считывать >90% "подуманных" слов из заданного набора (небольшого пока;).

(Каюсь, опять линки не сохранил:(( )

В общем, лет так от 6 до 10 осталось...

Ваша оценка: Нет
pomidorium

Замедленная в 20 раз кошка <= сообразительный кузнечик

Ваша оценка: Нет
comrade

А закон Мура? Если не "отменится" в ближайшие годы, то...

Ваша оценка: Нет
comrade

К тому же у чисто компьютерных "терминаторов" есть преимущество перед нами, потенциальными киборгами - им не нужна именно имитация естественной нейронной сети, возможны и какие-нибудь упрощённые или обходные решения.

Например, в шахматы человек уже уверенно продувает (хотя в го - пока нет;-). Компьютер "взял своё" за счёт "грубой силы".

Другой пример - колесо, в природе точного аналога нет (перекати-поле?:))). В общем-то, чистый артефакт, а сильно полезным оказалось!

Ваша оценка: Нет
Dmitry

В шахматах компьютер всего лишь подставляет готовые решения из записанных в него партий. Мыслительным процессом это можно назвать с натяжкой. Это по сути задача оптимизации, а не мышление. Если поставить компьютер в абсолютно новые условия, то он не сможет быстро сориентироваться как человек. Т.е. если к такому гроссмейстеру придет школьник с шашками и покажет ему "чапаева", то у компьютера случится культурный шок :)

Ваша оценка: Нет
comrade

Насколько я понимаю, в гораздо большей степени шахматные программы - это перебор вариантов на несколько ходов вперёд, оптимизированный всякими коэффициентами и ограничениями, взятыми как-раз на основе кучи партий.

То есть сейчас компьютер в шахматах таким перебором заглядывает уже дальше человека, с его опытом и интуицией. И выигрывает :(

Ваша оценка: Нет
Dmitry

Так и я про то же говорю. Это не мышление, это жульничество сравнимое со списыванием на экзаменах. Шахматистам на турнирах строго запрещено пользоваться какой либо литературой и средствами связи, чтобы те не могли посмотреть, как игроки выкручивались из подобной ситуации в прошлом. А у компьютера все партии на руках. К тому же шахматы - это довольно узкая сфера с хорошо формализуемыми правилами. Поэтому бояться того, что компьютеры обгонят людей в обозримом будущем по интеллекту не стоит. У нас разная сфера применения. Компьютеры будут заниматься расчетами, оптимизацией, обработкой и хранением данных, а человек - анализом полученных от компьютеров результатов и постановкой новых задач. Ситуации когда роботы будут убивать людей конечно будут случаться (к примеру робот погрузчик уронит груз на человека), но тут опять же будут виноваты люди - те которые написали ошибочный алгоритм, который позволил роботу совершить "ошибку", и сам пострадавший, который нарушил технику безопасности. Правило ставшее поговоркой "не стой под стрелой" никто не отменял.

Ваша оценка: Нет
pomidorium

лет так от 6 до 10 осталось...

Дружище, Вы представляете себе разницу между замедленной в 20 раз кошкой и человеком? :) Особенно, когда речь идет о таких свойствах интеллекта, как творчество. Особенно, учитывая закон Мура. Через 10 лет мы получим только ускоренную в 2 раза кошку. :D

Ваша оценка: Нет
comrade

В законе Мура, вроде, в 2 раза каждые полтора года.
Т.е., обычная кошка получается через 6 лет, примерно.

А ещё через шесть? Всего лишь "скорострельная" кошка? Но как же "переход количества в качество"?

Ваша оценка: Нет
pomidorium

Но как же "переход количества в качество"?

Пока никак. Даже наоборот. Уткнувшись в технологические ограничения, микропроцессорная индустрия пошла по пути увеличения ядер, хотя мы все еще со школьной скамьи знаем, что далеко не все алгоритмы могут эффективно распараллеливаться. Грубо говоря, увеличение ядер с 1 до 100 не означает, что компьютер "поумнеет" в 100 раз.

Ваша оценка: Нет
Dmitry

По теме: или большой распил или маразм в одной из конечных стадий :)
Правда одно не исключает другое ;)

Ваша оценка: Нет

Посмеялся от души ). Прогресс, читалки и пиСалки в мозг, речевые преобразователи ). Эка куда занесло любителей распила.
Смотрим 1990 - 2000 - 2010, что не изменилось ? Правильно, вы до сих пор долбите по клавишам и дергаете мышку ), изменился тока формат ввода и вывода информации ЭВМ на более удобный для восприятия человека, да скорость обработки данных.

P.S. ИМХО до тех пор пока не произойдет качественного скачка, а не тупого количества, ничего не изменится, а с учетом, того, что в любую революционную технологию нужны большие финансовые вливания и огромный научный потенциал, а не пустой треп о "воде в решете", ничего не будет, и тем более в нашей стране на нынешний момент насквозь больной болезнью "денег".

Ваша оценка: Нет

Да что бы ни изменилось, все равно надо помнить, что любое устройство, даже самое высокотехнологичное, - всего лишь инструмент. То есть, все зависит от того как люди его используют.
Каменным топором, знаете ли, тоже можно и дерево срубить (долго), и поохотиться (быстрее), и раскроить череп чужаку из другого (своего) племени (быстро, но если он тебя не опередит) и палец (ладонь, ступню) себе оттяпать :)

Ваша оценка: Нет
pomidorium

Каменный топор лучше будем точить на Боллмера :)

Ваша оценка: Нет

Единого понимания того, к чему нужно готовить детей, ни у кого нет.

????????
А к чему нужно готовить детей? Я всегда думал что к жизни в современном обществе! а тут оказывается мы даже не знаем к чему вообще готовить? Что-то мне вспоминается, что человечество существует (генетически в этом виде) ~~ 200 тыс лет, и ничего рожали, готовили, выжывали...
По поводу записывания в память и даже чтения памяти человека уже высказывался на сайте и повторюсь: даже если эту технологию реализуют, все это приведет к громадному всплеску психических расстройств. Правда ее реализация нам не грозит не то что в ближайшие 20 лет, а я думаю, что и в 200. Ну нельзя "считать" с коры какую либо информацию, она там ведь не на двоичном уровне записывается. Да и не записывается даже, существует несколько систем памяти и многие из них даже не хранят какую либо информацию в чистом виде, а формируют ее по коллатеральным связям в процессе "вспоминания". Как это можно смоделировать?
По поводу кошки и моделирования ее мозга: это конечно чистой воды PR айбиэмовцев, (кстати вот ссылка: http://p9.hostingprod.com/@modha.org/blog/2009/11/post_3.html) так там сказано, к тому же, что скорость модели была в 100-1000 раз ниже реального !!!! [ The simulation ran 100 to 1,000 times slower than real-time. ]. Так что несмотря на закон Мура, даже до реальной кошки им еще очччень далеко. А представьте, что мозг человека в много тысяч раз сложнее кошкиного, то так им до него..... Да и вообще смоделировать мозг наверное вообще никогда не получится, т.к. хотя бы потому, что компьютеры и вся технология основаны на математических вычислениях, а мозг нет! Есть такая замечательная способность мозга - принимать иррациональные решения, это возможно смоделировать? я думаю нет.

Ваша оценка: Нет
comrade

Вообще-то "в 100 или в 1000 раз " получится по закону Мура всего за 12 или за 20 лет.

В мистическую сущность мозга я не верю!

А "иррациональные решения" компьютеры могут и сейчас принимать, "бросая монетку" (генератор случайных чисел).

Ваша оценка: Нет

Иррациональные - совсем не значит случайные. Случайные решения компьютера - тоже результат математического вычисления, мышление же работает по другому принципу. И я не имею в виду какие то "мистические" законы, они не мистические а не изученные (не смоделированные). Когда человеческий мозг делает какой то вывод, или принимает решение то играют роль не только мотивы, расчеты и вероятность успеха, но также еще и эмоции, субъективное отношение к объекту и т.д. а как например можно смоделировать эмоции? А образные ассоциации? А переносный смысл, который можно вложить в слово или фразу по контексту? Да много еще чего. Все это не результат математического вычисления в этом смысле я и назвал решения мозга иррациональными.

Ваша оценка: Нет
Отправить комментарий
КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика