12 апреля в Москве состоялся Russian Open Source Summit 2012, посвященный развитию свободного программного обеспечения (СПО) в России. Организаторами саммита выступили РАСПО, ИТ-еженедельник PC Week/RE и “Академия Информационных Систем”.
На форуме представители Минкомсвязи и Совета федерации РФ, руководители трех крупнейших ИТ-ассоциаций России — АП КИТ, РУССОФТ и РАСПО, руководители ИТ-департаментов ряда федеральных и региональных госучреждений и представители ведущих компаний — разработчиков ПО обрисовали свои позиции в этом сегменте и, заострив внимание слушателей на проблемах, сдерживающих развитие отрасли, дали предложения по их решению.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Илья Массух огласил основной тезис политики Минкомсвязи: создание открытой ОС или платформы в отдельной стране невозможно без кооперации разработчиков из разных стран. “Мы учли опыт Китая в этой области и считаем, что нужна кооперация с зарубежными разработчиками СПО, — сказал он. — Такая необходимость была подтверждена при создании Национальной программной платформы (НПП). На основе проведенных в прошлом году научно-исследовательских работ были выбраны четыре открытые ОС, и анализ их кода показал, что разработки российских программистов присутствуют практически во всех дистрибутивах. Объединенные усилия разработчиков из разных стран позволяют создавать достаточно качественные программные продукты”.
Илья Массух считает, что примером, демонстрирующим качество СПО, может служить проект, выполненный российскими программистами и включавший около 100 тыс. ПК и около 200 тыс. веб-камер на избирательных участках. “Мне лично довелось убедиться, как за три часа до начала выборов было проведено необходимое обновление ПО на ста тысячах ПК для обеспечения 100%-ной доступности видеокамер, после чего работа всей системы, построенной на основе СПО, проходила без сбоев”, — сказал он.
По его мнению, движение в направлении Open Source позволяет изменить парадигму развития ПО в отдельно взятой стране. Такое изменение достигается замещением оплаты лицензий на зарубежные продукты платежами за услуги, которые оказывают отечественные специалисты, что позволяет уменьшить отток капитала за рубеж.
Член Совета Федерации РФ Руслан Гаттаров рассказал о своем видении развития этого сегмента. По его мнению, государственные структуры должны все больше и больше переходить на СПО. Он обозначил влияние государства на распространение СПО: “На мой взгляд, государство уделяет данной теме недостаточно внимания. Я хотел бы пригласить к сотрудничеству в этой области все заинтересованные стороны. У нас создана площадка — комиссия Совета Федерации и Совета законодателей — по развитию информационного общества. Сейчас в сфере электронного правительства мы плотно занимаемся работой с регионами, универсальными электронными картами. Мы готовы начать взаимодействие на базе СПО. Сейчас мы переходим на полноценный национальный пакет ПО — НПП. Мне кажется, что государство должно вкладывать в НПП деньги”.
Одним из факторов, сдерживающих развитие этого направления, считает Руслан Гаттаров, является то, что в стране практически нет конкуренции в области СПО: деньги, выделяемые государством на его разработку, сильно монополизированы — их получают несколько очень крупных игроков. “На мой взгляд, такое распределение средств мешает развитию ИТ-сектора в нашей стране. Я являюсь последовательным критиком этой модели,” — сказал он.
Что касается стандартов, то к их разработке, по его словам, должны привлекаться независимые эксперты из бизнеса, так как государственные структуры не справятся с этой задачей должным образом: “Сейчас важно на площадке Совета Федерации начать совместную работу в этом направлении. Мы готовы продвигать решения в правительственных органах”.
Он напомнил, что государством уже принят ряд мер (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2010 № 2299-р) по переходу федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование СПО, есть рабочий план, который, по мнению экспертов, очень плохо выполняется. Для достижения положительных результатов требуются совместные действия на всех уровнях.
Резким диссонансом прозвучало выступление исполнительного директора АП КИТ Николая Комлева, который полагает, что в Совете Федерации царит непонимание “наших с вами проблем, там не в курсе, что происходит на рынке СПО, полагая, что мы все раздроблены, хотя есть РУССОФТ, АП КИТ и другие ассоциации”. Он убеждён: “Скорее Совет Федерации оторван от жизни. У нас нормальное сплоченное сообщество, мы вместе пытаемся решать свои проблемы, работаем с Минкомсвязи, взаимодействуем с Государственной Думой, с Правительством, и если к данному альянсу присоединится Совет Федерации, то это пойдет делу на пользу”.
Николай Комлев считает, что сейчас стоит задача выстраивания отношений между ИТ-сообществом и новым составом Госдумы. Недавно в Правительство от ИТ-сообщества внесен ряд предложений, которые предусматривают стимулирование в стране разработчиков и стартапов, высокотехнологичного экспорта, информатизации в сфере госуправления и оказания услуг населению, а также развитие ИТ-образования: чтобы преодолеть дефицит кадров, нужно готовить специалистов уже в школах. Еще одна проблема, требующая решения, считает он, — это необходимость внесения изменения в Трудовой кодекс, с тем чтобы узаконить возможность удаленной работы.
По мнению г-на Комлева, для развития сегмента СПО от государства требуется не материальная помощь в виде инвестиций, а поддержка предложений ИТ-сообщества.
Однако президент РУССОФТ Валентин Макаров, отметив, что СПО — это большой сектор экономики, являющийся составной частью ИТ-сегмента, был не столь оптимистичен. Он привел цифры, характеризующие состояние отечественной ИТ-индустрии в целом: наша страна, по данным исследования Economist Intelligence Unit, в рейтинге конкурентоспособности ИТ-отрасли за 2009 г. находилась на 38-м месте в мире, а в 2011-м опустилась на 46-ю позицию, пропустив вперед все страны БРИК. Такое падение рейтинга России аналитики объясняют низким уровнем господдержки ИТ-отрасли и развития НИОКР. По его словам, из-за крайне неэффективных инвестиций в НИОКР и отсутствия господдержки экспорта отечественный ИТ-рынок начиная с 2001 г. следует за ценами на нефть, что означает полное отсутствие политики со стороны государства в отношении ИТ-отрасли. “У государства нет понимания, что ИТ-отрасль является мотором экономики, а без мотора машина не пойдет дальше”, — резюмировал он.
В то же время г-н Макаров обратил внимание на важные качественные изменения: впервые за все время исследования число позитивных публикаций о “технологической России” превысило количество публикаций негативных и наша страна стала восприниматься не в отрицательном, а в нейтральном и даже положительном свете.
Он отметил, что по оценке экспертов, в России в сегменте СПО насчитывается примерно тысяча разработчиков и для развития отрасли этого явно недостаточно.
Валентин Макаров считает, что для развития отрасли государство должно уделять внимание поддержке ИТ-компаний, выходящих на глобальный рынок, т. е. способствовать продвижению высокотехнологичных отечественных продуктов и услуг на таких рынках. По его данным, компании, ориентированные на глобальный рынок, пережили кризис и выросли значительно быстрее (рост 30%) чем те, которые были ориентированы преимущественно на внутренний рынок (рост 10%). При импортозамещении ПО возникают риски по снижению конкуренции и пр. Поэтому, по его мнению, решение по импортозамещению должно приниматься с учетом выгоды для экономики в целом, а не отдельной компании или даже отрасли. Поддержка должна оказываться прежде всего тем предприятиям, которые доказали эффективность своей работы на глобальном рынке.
Он считает также, что деньги, выделенные государством на оборонный проект, после его реализации должны возвращаться заказчику (по опыту Японии) за счет прибыли, полученной в гражданском сегменте в результате внедрения на предприятиях разработанных технологий.
Выступление Владимира Рубанова (РАСПО), эксперта Linux Foundation, прозвучало весьма оптимистично: НПП, включающая готовое ПО — решения и продукты, — включена в госпрограмму. Он подчеркнул, что мировые и российские разработки СПО, входящие в ФАП (фонд алгоритмов и программ), являются результатом работы мирового ИТ-сообщества. В ФАП входят автоматизированные средства контроля качества и совместимости продуктов, позволяющие устранить человеческий фактор.
Владимир Рубанов, как и его коллеги, отметил, что должны быть приняты меры для устранения дефицита ИТ-кадров.
Леонид Аникин (Microsoft Russia) изложил позицию софтверного гиганта на рынке СПО, напомнив, что за последние пять лет Microsoft стала более открытой, поддерживая открытые стандарты, интеграцию своих продуктов с СПО (Apache, Red Hat и др.) и миграцию ПО в облака. Так, за год число СПО-приложений под Windows, по его словам, выросло на 40% (свыше 350 тыс.). Он пояснил, что такая политика связана с тем, что компания не в состоянии обеспечить всех пользователей необходимым ПО и вынуждена предоставлять им соответствующую поддержку, например, через System Center Operation Manager (SCOM) — для мониторинга ИТ-сервисов, приложений, серверов в гетерогенной среде Windows, UNIX, Linux и управления ими.
Чтобы подтвердить активную поддержку компанией СПО, г-н Аникин обратился к ежегодному отчету Linux Foundation от 3 апреля 2012 г., в котором указано, что Microsoft занимает 17-е место в списке спонсоров разработки ядра Linux. Он привел также данные (из того же источника), что в разработке ядра Linux принимали участие свыше 7800 программистов из почти 800 разных компаний, и 75% разработчиков получили компенсацию за свой труд, что свидетельствует о том, что разработка СПО не бесплатна.
Генеральный директор Red Hat EMEA Вернер Кноблих отметил, что СПО находит все большее распространение в государственных и правительственных структурах ведущих стран, в первую очередь в США, Германии, Франции и Италии, и “…мы приветствуем решение России осуществить переход в госструктурах на СПО и продолжить движение в этом направлении”.
Важным, по его словам, является то, что бизнес может успешно сочетаться с СПО. И компания Red Hat наглядно это доказала: “На сегодняшний день в результате такого сочетания наш доход составляет порядка 1 млрд. долл., и мы считаем, что делать деньги на основе СПО можно и другим компаниям. Мы предоставляем своим клиентам СПО с поддержкой необходимых технологий, обеспечиваем сертификацию продуктов и их юридическую защиту”. В 80% облачных решений используется Linux и другое СПО.
Вот удивительное дело. Этот Гаттаров — тот самый нашист, который прославился тушением лесных пожаров в Фотошопе. И вот вдруг и внезапно он уже эксперт по СПО. Интересно, там все такие «специалисты»?