- 1 из 4
- ››
20 декабря 2009 года должны быть завершены обучение учителей работе со свободным ПО, модернизация этих программ и организация технической поддержки. На вопросы CNews, касающиеся школьного СПО, ответил руководитель отдела приоритетного национального проекта "Образование" Национального фонда подготовки кадров Владимир Кашицин.
CNews: До конца года в рамках нацпроекта "Образование" предстоит обучить 7,5 тыс. учителей очно, а также по одному из каждой школы (около 60 тыс.) дистанционно. Есть ли прецеденты проведения таких массовых обучений в России? За рубежом? Какова их эффективность?
Владимир Кашицин: Об обучении ИКТ такого количества специалистов в такие сжатые сроки я никогда не слышал. А в зарубежных странах подобных прецедентов, я думаю, и быть не может. Там все делается планомерно, взвешенно, без ориентации на заканчивающийся финансовый год и необходимость срочно освоить деньги. Иначе и финансировать проект не будут. Хотя примеры успешного внедрения свободного софта в сфере образования есть – в Азии, Латинской Америке, Испании, Италии и др.
Например, в китайской провинции Цзянсу в 2005 году было поставлено 140 тыс. компьютеров с предустановленной операционной системой (ОС) "Линукс". Правда, через несколько лет эта ОС была постепенно и без шума заменена на привычную Windows.
В одной из беднейших провинций Испании, благодаря обучению более 15 тыс. учителей работе с СПО и созданию региональной сети центров поддержки, учителям и школьникам, использующим порядка 50 тыс. персональных компьютеров, удалось за несколько лет мигрировать на свободное программное обеспечение. Похожий проект был реализован и в северной Италии. Но все это делалось не за один год.
Я с самого начала был против схемы дистанционного "экспресс-обучения". Слишком затянут старт проекта, хотя он был запланирован еще в феврале этого года, согласно сетевому плану-графику реализации приоритетного национального проекта "Образование". В конкурсную документацию пришлось после объявления тендера вносить с десяток правок – это нонсенс.
Но в принципе, ничего сложного в этом нет. Что значит "обучить" в данном контексте? Просто сформировать десяток навыков – никто же не говорит, что учителя должны стать высококвалифицированными специалистами в ИКТ. Сейчас в сотне вузов страны ведется обучение, параллельно проходит сдача экзаменов заочников и тех, кто получает второе высшее. Каждый поток – человек 70-90. Две недели – и 8 тыс. обучено. Другое дело – качество создаваемых учебно-методических комплектов.
Вообще, базовое программное обеспечение – свободное или любое другое – освоить очень просто. К примеру, обучить использованию мобильного телефона (а в нем также установлена ОС) занимает у любого менеджера магазина 10-20 мин. А современный коммуникатор с операционной системой Android может быть посерьезнее старенького компьютера. Ведь никто не говорит о необходимости освоить за отведенное время программирование.
В принципе, массовые обучения в области ИКТ очень важны, тем более что президент поставил такую задачу. Надеюсь, они не превратятся в систему рапортов, от которой общество устало. Что ж, будем изучать опыт таких проектов и создавать адекватный механизм мониторинга.
А СПО в школах уже внедрено, и его применение наверняка будет расширяться в силу и экономических, и юридических причин. Наверное, без использования свободного софта школам не хватит денег на развитие серверной инфраструктуры, массового документооборота и собственных разработок. Нужно только правильно формулировать: не "СПО вместо проприетарного программного обеспечения", а "проприетарное ПО там, где оно эффективно, где нет аналогичного по функционалу СПО или денег на его поддержку".
CNews: Как будет осуществляться мониторинг выполнения проекта? Будет ли привлекаться общественность для получения информации об обучении в регионах? Будут ли публиковаться результаты?
Владимир Кашицин: Владимир Кашицин: Мониторинг предусмотрен и внутренний, и внешний, хотя, учитывая сжатые сроки, придется в основном по запросам действовать – использовать электронные коммуникации, сделать несколько выездов на места, откуда сигналы будут приходить слишком "бодрые". Ведь мониторинг - это, грубо говоря, отслеживание плановых и фактических показателей, выявление рисков и выработка необходимых воздействий. А какие тут оперативные воздействия, если исполнитель сдает всего два официальных отчета – в конце октября и в середине декабря?
Мониторинг и анализ эффективности результатов будет важен в следующем году, когда в школах начнут (или не начнут) использовать эти программы, привыкать к ним, начинать встраивать в учебный процесс. Надеюсь, средства на это Минобрнауки России запланированы.
Я думаю, "общественность" никем привлекаться не будет – не тридцать седьмой год на дворе. Вся основная информация будет публиковаться на сайте проекта, надеюсь, появятся данные и на ресурсах государственных органов управления образованием. Мы на сайте НФПК также не обойдем эту тему стороной.
Кроме того, как я понял, уже стартовала серия однодневных конференций в городах России по тематике проекта. Согласно конкурсной документации, исполнитель должен разработать согласованную с Рособразованием программу однодневных конференций по теме "Внедрение и использование ПСПО в учебном процессе", организовать проведение конференций, а также принять в них участие. Мероприятия должны быть проведены во всех семи федеральных округах России, не менее чем в 20 крупных городах. Исполнитель должен организовывать конференции с целью максимального охвата субъектов Федерации. Также должно появиться не менее 10 публикаций в печатных или электронных СМИ.
Вообще говоря, я не сторонник взывать к помощи общественности как одной из форм приспособления живых существ к условиям среды. Вот на днях Виктор Алкснис написал в своем блоге, что из-за отсутствия финансирования деятельность общественной организации Центра свободных технологий (ЦеСТ) будет прекращена, а он там председатель правления. Кстати, почему-то никто из "общественности" не говорит о программных продуктах, которые будут поставляться в регионы России в рамках приоритетного нацпроекта "Образование" для детей-инвалидов – "надомников". Там будут царить "макинтоши" с проприетарными "Леопардами". И еще несколько лет и миллиардов рублей на эту программу обучения и создания курсов несвободного программного обеспечения уйдет.
CNews: Проект внедрения СПО в школах продолжается уже третий год. Между тем, до сих пор не представлена концепция внедрения. Какими документами, помимо распоряжения правительства 1447-р, этот проект регламентируется?
Владимир Кашицин: Вы знаете, термин "внедрение" вообще не подходит, когда речь идет о системном решении изменить в обществе нечто годами привычное, основополагающее. А концепция – это просто определенный способ представления. Напомню слова классика: "Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так: для больших оказий". И по срокам реализации совпадает.
Ни в распоряжении правительства, ни в конкурсной документации не написано, что через год все учителя и ученики должны будут пользоваться только свободным софтом. Или вообще каким-то программным обеспечением. Я понимаю, CNews - профильное издание, но эта тема – отнюдь не стержневая в системе изменений, происходящих сегодня в российском образовании.
А проект, как и определено законом, регламентируется утвержденным государственным заказом и опубликованной на его основе конкурсной документацией. Именно в этих документах государственный заказчик определяет - что, за какие деньги, в какие сроки и с каким качеством считает нужным получить.
Хочу отметить, проекты 2008 и 2009 годов отличаются друг от друга. Год назад я делал замечания для проекта одного госзаказа. Тогда он назывался "Обеспечение общеобразовательных учреждений Российской Федерации пакетом свободного программного обеспечения и создание инфраструктуры его развития и поддержки". Проводился он в рамках направления "Внедрение современных образовательных технологий" приоритетного национального проекта "Образование". По моей оценке, предлагаемый пакет СПО должен был в полном объеме решать вопросы, связанные с использованием разработанных цифровых ресурсов в образовании, включая средства обучения по предметам общеобразовательной школы, работу с единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов, Федеральным центром информационных образовательных ресурсов. Была ясно определена необходимость системы региональных и межрегиональных центров методической помощи и технической поддержки. В тексте документации по нынешнему конкурсу НП-12 вообще нет упоминания об этом. Это разные проекты, разные виртуальные реальности.
CNews: Вы занимаетесь мониторингом проектов приоритетного нацпроекта "Образование" уже давно. Как вам кажется, какое будущее у СПО в школах? Как к этому проекту относятся в регионах?
Владимир Кашицин: А пока никак не относятся. Реакция обычная и весьма не сильная. Почти все субъекты России подписали соответствующее соглашение с Рособразованием, составили списки обучаемых. В бюджеты денег не добавляется, новые компьютеры и глобусы тоже не пришлют.
В прессе, кроме перепалки между бывшими конкурсантами и теми, кого не приглашают поучаствовать на коммерческой основе, нет организованной по законам жанра медиаволны, никто ничего на следующий год школам не обещает.
Пропаганда и продвижение – вот основная проблема. Хотя Минобороны, например, уже создает специальный информационно-пропагандистский центр для формирования позитивного имиджа военных и их действий. Для сферы образования, наверное, это неактуально. Хотя, на мой взгляд, в России абсолютно правильно проводить разные эксперименты именно в образовании или в армии. Российской армии – новую форму, а всем российским школам – новый софт! Учителя и школьники, они же, как военные. В системе образования тоже есть дисциплина, командование и устойчивые традиции, вот и 2010 год объявлен Годом учителя (я бы написал - годом Учителя).
Меня кстати, всегда удивляло, что на английском языке, к примеру, эта профессия пишется с большой буквы (в 1994 году ЮНЕСКО учредила World Teaches' Day), а у нас с маленькой - Всемирный день учителя (по Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 № 1961 "О праздновании Дня учителя").
При запуске нацпроекта в 2006 году и пресса, и региональные управления были активнее. Хороший пример спланированной кампании, которая достигла цели, – подключение школ к интернету. Она сразу вызвала мощные, не всегда однозначные дискуссии в регионах, причем на всех уровнях – как управления, так и применения. Говорили только об этом – все-таки "лампочка Ильича", окно в Европу. Все стали бороться за скорость доступа, активно требовать новые сервисы, подключения органов управления образованием и институтов повышения квалификации. А когда проект перевалил за середину и по решению правительства школы должны были сами выбирать себе интернет-провайдера и платить за доступ в сеть – разговоры вообще прекратились: у меня на форуме и двух вопросов за неделю не наберется. Но зато трафик в этом году в учебное время вырос более чем в два раза.
Сегодня скорости увеличиваются высокими темпами, у школ нашлись деньги на мегабитные каналы за счет введения новой формы оплаты и подушевого финансирования (конечно, я не говорю о тяжелых районах со спутниковой связью). Работа шла не один год, а количество школ, кстати, было такое же. И учить людей приходилось и использованию техники, и с программой фильтрации они возились и т.п. В общем, пока школы не сочтут необходимым и не начнут сами платить за поддержку СПО, отношение к проекту будет как к дождику.
Предвижу вопрос – да, на мой взгляд, платить придется многим школам, и ежегодно, не у всех есть продвинутые информационщики. Пример: зашел на днях на сайт одной компании – был в Пскове на конференции, посвященной, в том числе, и вопросу внедрения в школах СПО, мне подарили диск– лично, не как раздаточный материал!. Дай, думаю, получу весь набор офисный в красивой коробке "Свободный офис. Выпуск 6", рекомендуемая розничная цена 780 руб.
Перехожу на страницу (http://shop.altlinux.ru/index.php?categoryID=555). Ба! Так вот где пингвин порылся. Так вот где пингвин порылся. Это, наверное, для организаций – "Стандартная техподдержка ALT Linux Desktop": 4 тыс. руб. в год. "Расширенная техподдержка ALT Linux Server" – удаленное администрирование системы специалистом ALT Linux, обращения по телефону в рабочее время (Москва), через веб-сайт, срок поддержки 1 год, не более 10 обращений в месяц – 24 тыс. руб. Хорошо хоть, коробка "Альт Линукс Школьный" стоит всего 270 руб.
Вопрос о будущем СПО в школах – далеко не на первом месте даже у педагогов и исследователей в области ИКТ. Удобные программные инструменты для учителя-предметника, естественная для него и учеников информационная среда – вот ключевая тема. Пройдет очень большое время, пока немногочисленные, слабо и неизвестно кем финансируемые российские компании разработают то, что необходимо учителю, "нашей новой школе". А вот в какой операционной среде и текстовом редакторе секретарю директора набирать письма и приказы или сотрудникам муниципалитета заполнять типовые формы – большого значения не имеет. Тут как раз свободный софт и пригодится на все сто. Вектор внедрения – государственная и в первую очередь муниципальная служба.
CNews: Что нужно сделать для успеха этого проекта?
Владимир Кашицин: Проект уже успешен – спросите любого ИТ-интегратора или коммерсанта. Проект в государственном плане, деньги Минфином выделены, конкурсные процедуры Рособразованием проведены, исполнители уже работают. Техподдержка будет на днях организована – как я полагаю, через тот же колл-центр "Синтерры". Сайты метадподдержки и дистанционного обучения (надеюсь, в системе Moodle), думаю, уже готовы. Реальный бизнес всегда выживет в кризис за счет государственных заказов.
Если говорить о целевых индикаторах и показателях успешности этого направления деятельности в рамках приоритетного национального проекта "Образование", то они государственным заказчиком ясно определены в конкурсной документации. Это повышение удельного веса образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие, численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, увеличение объема трафика, приходящегося на обращения к информационно-образовательным ресурсам.
Очевидно, что эти цели будут достигнуты в любом случае, а с трафиком, как я уже говорил, во всем мире все хорошо и без СПО. Наверняка не обойдется без проблем с логистикой обучения и очного тестирования. Но ошеломительная мысль запустить в кризисный период такой проект – да, Россия - великая страна!
То, что творится с ALTLinux иначе как большими проблемами не назовёшь. Я, как сторонник этого дистрибутива, с ужасом слежу за ситуацией. Самое главное то, что просвета я не вижу.
Какой уж там просвет? Наоборот затмение. :) Вот, господин в статье дал явно понять, что никакого линукса в школах ждать не приходится. А еще в середине года хоть как-то можно было надеяться.
.... Наверное, без использования свободного софта школам не хватит денег на развитие серверной инфраструктуры, массового документооборота и собственных разработок...
Угумс, школам без этого действительно не протянуть, там же нада 10-ок стоек с серверами и документооборот корпорации разруливать ... (
Опять куча громких слов, а на деле все идет к тому чтобы "потихому" свернуть "Освоенные" средства.
Отправить комментарий