Все больше говорится о том, что интернет делает нас глупее. Ноутбуки, смартфоны и игровые приставки, подключенные к интернету, называют рассеивателями внимания. Но есть основания предполагать, что устройства нового поколения не будут так разрушительно сказываться на способности думать. Более того, некоторые считают, что они могут сделать нас умнее.
Могут ли современные интуитивно понятные интерфейсы, которыми снабжены iPad, iPhone и смартфоны на базе Android соответствать естественному устройству нашего мозга?
В процессе сбора материалов для моей новой технокультурной книги Always on я адресовал этот вопрос Мухаммету Демирбилеку, доценту кафедры образовательных технологий Университета им. Сулеймана Демиреля. Он уверен в том, что новые интерфейсы плодотворно влияют на нашу способность фокусироваться и обучаться.
— Интерфейс iPad идеально подходит для нас, — говорит Демирбилек. — Мы используем руки вместо клавиатуры или мыши, и это в точности совпадает с нашим поведением и мышлением в реальной жизни. Интерфейс iPad выглядит проще потому, что в нем используется крупный текст и иконки. Если верить моим опытам, такой подход с меньшей вероятностью вызовет когнитивную перегрузку у пользователя.
Эта мысль противоречит заключениям многочисленных веб-циников. Например, Николас Карр в своей последней книге The Shallows приводит массу доказательств того, что интернет расшатывает наш фокус и перестаивает мыслительные процессы так, что мы думаем более поверхностно. И все-таки эти выводы, возможно, не распространяются на самые новые устройства.
Хотя более понятные и современные интерфейсы, которыми снабжены iPad, iPhone и смартфоны на базе Android пока не изучены, мы может сделать некоторые предложения, основываясь на предыдущих исследованиях влияния компьютерных интерфейсов на мозговую деятельность.
В 2004 году Демирбилек попробовал разобраться в том, как использование принципиально разных подходов к расположению окон на экране сказывается на способности обучаться. А сравнивал он два интерфейса: первый, в котором окна примыкают друг к другу (мозаикой. – Прим. пер.), и второй с окнами, наложенными друг друга (каскадом).
Все 150 участников исследования — студентов университета Флориды — должны были работать в мультимедийной обучающей среде и выполнить ряд заданий. При этом одна групп использовала мозаичный интерфейс, а второй достались перекрывающиеся окна. Демирбилек фиксировал два показателя: уровень дезориентации студентов, то есть потерю фокуса, и когнитивную нагрузку — общий объем мозговой активности, происходящей в кратковременной памяти.
Для измерения уровня дезориентации использовалась хистори браузера каждого испытуемого, где было зафиксировано количество посещенных инфоузлов или итераций по поиску нужных данных для выполнения заданий. В рамках каждого задания студент признавался дезориентированным или хорошо сфокусированным в зависимости от количества шагов, которые он совершил.
Чтобы измерить когнитивную нагрузку замерялось количество времени, которое было потрачено на разные действия. Например, в одном задании испытуемые должны были нажать на определенную кнопку сразу после изменения фонового цвета окна.
После завершения исследования Демирбилек сделал такие выводы: уровень дезориентации пользователей с мозаичным интерфесом был намного ниже по сравнению с группой, работающей с перекрывающимися окнами; кроме того, перекрывающиеся окна в значительной степени повышали когнитивную нагрузку.
Студентам с расположенными рядом окнами было проще найти специфическую информацию, и они взаимодействовали с ней более полно, в то время как второй группе было сложно проследить взаимосвязи между документами, они часто упускали из виду большие объемы важной информации, а следовательно, обучение у них происходило медленнее.
«Мозаичный интерфейс помогал пользователям, позволял им эффективнее взаимодействовать с гипермедийной обучающей средой», — пишет Демирбилек в своем отчете.
Выводы, сделанные Демирбилеком не противоречат утверждениям Карра. Причиной образования «зазора», где информация теряется по пути из краткосрочной в долгосрочную память, Демирбилек считает не только гиперссылки, но и характер используемых интерфейсов. Карр прав в том, что традиционные интерфейсы (Windows или Mac OS), в которых используются перекрывающиеся окна, плохо влияют на способность обучаться и запоминать информацию.
Впрочем выводы Карра касаются интерфейсов, которые в скором времени просто перестанут существовать. iPhone, iPad и смартфоны на базе Android отменяют традиционные интерфейсы, к которым мы успели адаптироваться. Уходят в прошлое курсоры и нагромождение окон на наших десктопах. Каждое запущенное приложение занимает всю площадь экрана. Единственный курсор теперь — наши пальцы. Особенно явно это видно на iPad с его почти 250-миллиметровым дисплеем. Можно предположить, что планшетные компьютеры будущего будут копировать одноокнный интерфейс, уже разработанный Apple.
Допустим, что с увеличением числа людей, которые пользуются планшетными компьютерами с тачскинами, все больше веб-разработчиков будут отказываться от перегруженных сайтов, к которым мы привыкли. Например, перегруженные формы с массой полей для заполнения, которые приходится рассматривать под микроскопом, будут заменены на крупные заметные иконки. Планшетная революция, которую спровоцировало появление iPad, положительно скажется на пользовательской способности обучаться и воспринимать информацию.
Конечно, iPad'у пока меньше года, и его еще предстоит дорабатывать и совершенствовать. Но уже сейчас видно, что за счет отображения одного приложения или одной части контента в каждый момент времени Apple решил одну проблему и создал другую. В 1999 в университете Миннесоты доказали, что школьники, которые используют многозадачные устройства справляются с вопросами тестов быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем ученики, работающие с одним окном.
Также стало понятно, что использование нескольких окон одновременно необходимо для задач, решение которых предполагает несколько источников информации.
Интерфейс iPad позволяет пользователю сосредоточиться на задаче потому, что его попросту ничего не отвлекает, но из-за невозможности использовать окна одновременно и, следовательно, изучать сразу несколько источников данных, он не подходит для решения комплексных задач. Эта особенность делает iPad не самым продуктивным устройством для работы, хотя разработка нового программного обеспечения должна устранить эти ограничения.
Несмотря на то, что iPad пока нельзя назвать идеальным устройством для работающих профессионалов, у него уже сейчас есть как минимум одна четкая аудитория. Демирбилек считает, что iPad самым лучшим образом влияет на процесс обучения у детей.
«Я думаю, что интерфейс iPad’а идеально подходит для детей, потому что все в нем работает также, как в обычной жизни» — говорит он. — «Перетаскавание контента по экрану руками, например, очень естественно для малышей».
Нет, не сделает. Когда человек идет за айпедом он не ставит перед собой цели стать умнее, он ставит цель купить себе игрушку. Умнее можно стать листая учебник матана.
Это обычная рекламная статья ((:
В ней недостатки аппарата выдаются за его достоинства, и за, прямо-таки, прорыв в будущее!
:)))))
Китайцы - те ещё шутники, оказывается! :)
http://www.youtube.com/watch?v=Tn-YesqzvNk
iCrap on sale! Lol! :D