Политически корректный нетбук
Активному продвижению Linux в России около двух лет. С осторожным успехом альтернативная ОС просачивается в школы, возможно, в скором будущем проберется в госсектор и к бизнес-заказчикам. И только с потребительским сегментом у Linux в России не все хорошо. Liveinternet полагает, что только 0,4% российской интернет-аудитории используют на пользовательских компьютерах Linux и другие альтернативные ОС. Таких компьютеров в Рунете 64 500.
Разработчик одноименного отечественного дистрибутива операционной системы ALT Linux попытается совершить небольшой шаг в деле приучения российского пользователя к модной, но не слишком понятной системе, о которой многие говорят, но мало кто пользуется. Компания открыла продажи совместного с MSI продукта под названием линбук: стандартного нетбука MSI Wind U100 с предустановленным Linux собственной разработки.
БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНАЯ WINDOWS
Строго говоря, событие это не слишком громкое, но заслуживающее внимания по двум причинам: во-первых, на линбук устанавливается российский дистрибутив, во-вторых, выход на рынок происходит в момент общемирового падения интереса к нетбукам на Linux. Первоначальная эйфория 2007 года, когда казалось, что нетребовательная и дешевая ОС потеснит монополиста, обернулась к нынешнему времени серьезным, если не сказать полным, разочарованием.
При появлении нетбуков почти на половину из них устанавливалась ОС Linux, однако, уже в конце 2008 года 90% мировых продаж, по данным The NPD Group, приходилось на Windows-устройства. С начала 2009 г. о намерении прекратить продажи нетбуков на Linux в Европе заявила Hewlett-Packard, объяснив решение невысокой популярностью альтернативных решений. Английский ритейлер Carphone свернул их продажи, жалуясь на высокое число возвратов. Asus, бывший два года назад главным энтузиастом использования Linux на своих Еee PC, начал в мае совместную с Microsoft кампанию «Windows – лучший выбор для нетбуков Asus».
При этом мировые объемы продаж нетбуков выросли с 300 000 штук в 2007 г. до 11,2 млн в 2008. В этом году они увеличатся более чем вдвое и, по прогнозам DigiTimes, достигнут 23,2 млн. На Россию из 11 прошлогодних миллионов по оценкам IDC пришлось 580 000 штук, которые были проданы за $255 млн. Ритейлеры не слишком охотно говорят о российских пропорциях продаж Linux и Windows, соглашаясь с тем, что тренд очень напоминает всемирный.
СКРОМНЫЕ ОЖИДАНИЯ
ALT Linux, собственно, не рассчитывает на большую долю рынка, позиционируя свои новые продукты как устройства «для тех, кто понимает». В компании предупреждают, что ориентируются на тех покупателей, кто будет делать сознательный выбор в пользу Linux, а не на тех, кто покупает дешевый Linux-нетбук, чтобы поставить туда пиратскую копию Windows. Собственно, линбук получился и не дешевый: он стоит в среднем на 1000 руб. дороже, чем его полный аналог с предустановленной Windows.
Первый линбук предназначен для изучения спроса, говорят в ALT Linux, и собственно спрос прогнозировать не берутся. Используя такой рискованный инструмент, компания решительно ничем не рискует: чтобы окупить все затраты по проекту, состоящие в доработке ALT Linux 5.0 до «нетбучной» версии, достаточно продать сотню устройств, которые наверняка найдут покупателей.
Вполне вероятно, что со временем ноутбуков с альтернативной ОС станет существенно больше: не сумев ни в мире, ни в России взять нетбучный рынок нахрапом, Linux двинулся обычным для себя путем спокойного проникновения. Этим путем он в свое время сумел подмять мировой рынок «тяжелых серверов». А Linux-сообществу, и президенту Медведеву, который слышал про Linux и несколько раз за ним работал, будет приятно, что в стране появился линбук, работающий на отечественном дистрибутиве. В свете грядущих массированных внедрений Linux в России, релиз линбука может оказаться вполне своевременным.
Комментировать