Linux: заказчики становятся самостоятельными

В России уже прижилось несколько моделей бизнеса в сфере продаж свободного ПО на корпоративном рынке. Чаще всего СПО-разработчики предлагают свои продукты бесплатно, через Интернет, а зарабатывают на оказании услуг технической поддержки и обучении пользователей. Еще один канал поступления денег — кастомизация, то есть настройка свободного ПО в соответствии с запросами и задачами заказчика. Наконец, получают распространение и так называемые коммерческие варианты свободных программных продуктов, которые поставляются исключительно на платной основе. Как правило, это комплексные разработки, в составе которых имеются платные компоненты.

Один из активно развивающихся сегментов рынка СПО —дистрибутивы Linux, предназначенные для настольных ПК. Периодически в прессе появляются новости о переходе того или иного предприятия на Linux. Но как именно осуществляется этот переход? На чем зарабатывают вендоры и их партнеры? Какие работы специалисты компаний-заказчиков выполняют собственными силами? Интересно и то, насколько популярен в России тот или иной дистрибутив. А главное, каковы масштабы распространения этой платформы? Все эти вопросы iBusiness адресовал представителям компаний, занимающихся продвижением различных редакций ОС Linux на российском рынке.

По словам Аси Власовой, директора направления открытых программных решений компании «КОРУС Консалтинг», самый известный и распространенный в мире дистрибутив, Ubuntu, в России так и не сумел завоевать столь значительной популярности, как в других странах. Однако этот продукт все-таки намного опережает многих конкурентов. Ubuntu лидирует на десктопах, хотя на рынке серверов популярность этой ОС намного ниже. Любопытно и том, что всплески интереса российских пользователей к Ubuntu точно коррелируют с шестимесячным циклом релизов этого пакета. Судя по всему, в России уже сформировалось сообщество технических специалистов, которые отслеживают разработку этого дистрибутива.

«Мы не наблюдаем большого числа запросов от пользователей на предмет поддержки дистрибутива Ubuntu, — говорит Власова. — Скорее, востребованы проекты комплексные, где данный дистрибутив является лишь базовой основой ИТ-инфраструктуры. Это говорит о том, что, во-первых, дистрибутив во многом интуитивно-понятен пользователям и удобен в работе (это действительно так), а во-вторых – о том, что небольшой процент российских пользователей, уже использующих ОС Linux, могут самостоятельно обеспечить его поддержку в рамках личного или небольшого корпоративного использования. В целом, сегодня направление специализированных бизнес-приложений на базе СПО является в России гораздо более перспективным, чем направление поддержки конкретных дистрибутивов ОС.

«Сложно измерять популярность свободных дистрибутивов объемами продаж, — комментирует руководитель отдела маркетинга компании ALT Linux Анна Шаддеева. — Можно только проследить динамику. А вот числом скачиваний — оценить можно. За 2009 год число загрузок дистрибутивов ALT Linux выросло в разы. И вряд ли дело тут в экономическом кризисе. Раньше компании настороженно использовали скачиваемые из Сети дистрибутивы, так как боялись проверок. Но сейчас многие понимают абсурдность обязательного предъявления бумажных лицензий и платежных документов за свободное ПО. По моему мнению, прослеживается правильная тенденция: компании используют загруженные из Интернета версии и при необходимости приобретают услуги, например, техподдержку, или удаленное администрирование, обучают сотрудников и системных администраторов, заказывают доработку программ под свои нужды. Мы давно ждали когда это наконец произойдет, и готовы к такому изменению ситуации на рынке».

Директор по маркетингу компании «Мандрива.ру» Светлана Семавина утверждает, что чаще всего дистрибутив Mandriva Linux внедряется в небольших компаниях с числом сотрудников от 10 до 60. В большинстве случаев клиенты предпочитают свободные версии Mandriva, а процессом внедрения занимаются региональные партнеры. Как правило, подобные проекты включают в себя также внедрение различных корпоративных решений и обучение.

«По нашим данным, в среде малого бизнеса внедрения Mandriva (с целью лицензирования ПО) проходят довольно часто, зачастую — самостоятельно, — отмечает Светлана Семавина. — Судя по активности в блогах, среди частных пользователей в России этот дистрибутив также очень популярен. Что же касается масштабов, то распространяется Mandriva через сеть партнеров компании «ГНУ/Линуксцентр» (продано около 10 000 дистрибутивов за 2009 год), с ftp-cервера (около 50 000 загрузок в год только с нашего собсвенного ftp, загрузки с региональных зеркал мы не оценивали), бесплатно на мероприятиях (около 100 000 в год), в комплекте с журналами и книгами (около 110 000 в год). Кроме того ряд ОЕМ партнеров, в том числе компания «Аквариус», с которой было подписано соглашение на продажу 100 000 компьютеров с предустановленной Mandriva, успешно продают ПК и ноутбуки с этой системой».

Что же, рынок СПО постепенно становится все более прозрачным и «счетным». А в таких условиях куда проще делать выводы и строить прогнозы.

Пока без оценки
Отправить комментарий
Яндекс.Метрика