Игры в антимонополию

Intel, начиная с прошлой осени, переживает не лучшие времена. Резкое падение доходов началось в четвертом квартале 2008 года и продолжилось в этом году. Еще сильнее снизилась прибыль. Во втором квартале нынешнего года наметился небольшой рост продаж, прибыль пошла вверх и могла бы составить более миллиарда долларов. Могла бы, но не составила. В мае Еврокомиссия объявила о решении оштрафовать Intel на $1,45 млрд за нарушение европейского антимонопольного законодательства (подробнее о самом нарушении будет сказано ниже). В результате, корпорация показала убытки почти в $400 млн. Серьезный удар, да еще в такое неподходящее время. В странах, где рыночная экономика существует не первый век, с монополистами научились бороться. Так, антимонопольный закон Шермана был принят в США почти 130 лет назад.

Законодательная поддержка конкуренции в IT-отрасли сложнее, чем в случае нефтяных компаний или операторов связи. IT - специфический товар, на который распространяется право не только частной, но и интеллектуальной собственности. Однако антимонопольные службы в целом со своей задачей справляются, причем довольно часто их действия не просто препятствуют ухудшению конкурентной среды, но и стимулируют развитие рынка.

В 50-60-е годы объектом пристального внимания государства стала IBM - IT-игрок номер один, лидирующий с большим отрывом от остальных. В 1956 году IBM была вынуждена отказаться от доминирующей тогда в этой сфере схемы аренды компьютеров и перейти к их продаже, выполняя постановление антимонопольных органов США, под угрозой перспективы насильственного разделения корпорации на две независимые компании. А в 1969 году и ПО также стало впервые самостоятельным рыночным товаром (до того оно было принадлежностью компьютера) - этот шаг сделала сама IBM, не дожидаясь новых судебных разбирательств.

Новая волна активности блюстителей антимонопольных законов поднялась в конце 1990-х, но главным объектом их усилий была уже Microsoft. Началось все с судебного иска к Редмонду со стороны Sun в 1997 году (Microsoft обвинялась в нечестной конкуренции). Суть дела состояла в следующем: Microsoft, занимая господствующее положение на рынке браузеров, фактически отказалась от поддержки стандарта языка программирования Java (права на эти стандарты принадлежали Sun) Тогда многие считали, что рассмотрение дела вполне может закончиться разделом Microsoft на две или даже три компании. Но оно завершилось примирением сторон после того, как Microsoft добровольно пошла на уступки.

Все эти дела велись в США. Но с начала нынешнего века главная арена борьбы за чистоту IT-бизнеса переместилась в Европу, где за дело взялась Еврокомиссия. На Microsoft посыпались штрафы в сотни миллионов долларов. Претензии предъявлялись по поводу нечестной конкуренции на рынке медиаплееров и тех же браузеров. Пик выплат пришелся на 2004 год - Редмонд отдал в Европе почти $3,5 млрд во исполнение решений суда или в качестве компенсации истцам для прекращения разбирательств.

Любую другую компанию такое могло бы довести до разорения. Но только не Microsoft! Многие наблюдатели еще тогда отмечали, что подобные штрафы, скорее всего, как раз являются для Редмонда "плановыми", поскольку дивиденды от монопольного присутствия на рынке намного превышали штрафы: чистая прибыль корпорации продолжала, оставаясь рекордной в IT-отрасли, расти и как раз тогда перевалила за $10 млрд.

При этом Microsoft была многолетним рекордсменом и по штрафным выплатам. Последний ее рекорд - $1,16 млрд штрафа, взысканного по решению Еврокомиссии в 2008 году (общая сумма штрафов, наложенных на Microsoft в Европе, за последние годы превысила $2,2 млрд, причем значительную часть этой суммы составили пени за невыполнение решений антимонопольных органов, принятых в 2004 году).

Теперь в этом виде соревнований новый рекордсмен - Intel. Правда, год еще далек от завершения, и у Microsoft есть хорошие шансы вернуть лидерство: над ней "висит" очередное антимонопольное постановление Еврокомиссии от 19 января 2009 года. Заметим, что Intel попала в поле зрения европейских чиновников и судов совсем не по тем причинам, по которым наказывали Microsoft.

Разбирательства Европы с Редмондом в последние пять лет крутятся вокруг вопросов открытости ПО Microsoft. В январе 2009 начался очередной этап расследований (иск был инициирован норвежским разработчиком web-браузеров Opera Software, позднее к нему присоединились Mozila и Google, а еще позже он был поддержан большой группой компаний, в которую входят, в частности, IBM, Nokia, Oracle, Adobe, Corel, Red Hat и Sun Microsystems), в ходе которого от Microsoft потребовали обеспечить возможность включить в Windows альтернативные браузеры. В начале июля корпорация предложила поставлять Windows 7 (но, разумеется, только в Евросоюзе) совсем без браузера, однако этот вариант не понравился Еврокомиссии. Через две недели Редмонд сделал новое предложение: в Windows 7 встроят возможность предложить пользователю при активации или установке операционной системы скачать из Интернета и установить нужный ему браузер. Наблюдатели назвали этот шаг "капитуляцией Microsoft".

Обратим внимание: претензии к Microsoft лежат в плоскости относительно новых и довольно непростых юридических вопросов, связанных и с технологиями, и с охраной авторских прав. А случае Intel все банально. В результате расследования, которое тянулось с 2001 года, Intel инкриминировали, в частности, "премиальные выплаты" ("откаты", если по-нашему) руководителям компаний-производителей и продавцов ПК. Премии платили за приоритетное продвижение чипов Intel. Возможно, именно юридической простотой нарушения объясняется, что компания с первого же раза получила рекордный штраф.

В конце июля Intel решила обратиться в Европейский суд с апелляцией на решение Еврокомиссии и просьбой об отмене штрафа, который перевел компанию в незавидный статус убыточной. Опыт Microsoft говорит о том, что изменить первоначальное решение Еврокомиссии (несмотря на активную работу юристов корпорации) никогда не получается.

У IT-компаний, заметим, существуют прекрасные перспективы побить и этот рекорд по части суммы штрафа - европейское антимонопольное законодательство предусматривает денежные санкции в размере до 10% от годового оборота (!) компании.

До недавнего времени российская Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совсем не интересовалась делами на нашем IT-рынке. Что, впрочем, вполне оправданно. Хотя в ряде сегментов имеет место фактическая монополия, да и практика "откатов" фактически общепризнана, IT-отрасль не представляет для государства первоочередного интереса ни с точки зрения объемов сконцентрированных в ней денег, ни в плане угрозы национальной экономике. Тем не менее, ровно год назад руководство службы заявило о намерении начать заниматься IT-сферой. И намерение осуществила.

Еще зимой ФАС стала изучать вопрос о праве пользователей отказаться от предустановленной Windows при покупке ПК, а позднее официально начала расследовать возможный сговор производителей ноутбуков по этому вопросу. В начале июня этого года ФАС объявила о возбуждении дела в отношении Microsoft по признакам нарушения ряда положений российского закона "О защите конкуренции". По мнению ФАС, корпорация, занимая доминирующее положение на рынке, необоснованно прекратила в прошлом году продажи Windows XP при наличии спроса на данную продукцию. Кроме того, Microsoft устанавливает разные цены на один и тот же товар (имеются в виду коробочные и ОЕМ-версии Windows), что, как считает ФАС, также не соответствует российским законам. Первое рассмотрение в суде дела "ФАС против Microsoft" состоялось 24 июля, но было сразу же перенесено на 7 сентября по ходатайству ответчика.

Большинство наблюдателей считает, что ФАС столкнется с серьезными трудностями при обосновании этих обвинений. Очень непросто будет доказать сам факт монополизма Microsoft, учитывая все еще высокий уровень пиратства в нашей стране. К тому же, в ходе такого разбирательства может всплыть неприятная тема об использовании нелицензионного ПО в государственных учреждениях. Кроме того, поставки Windows XP все же продолжаются (для нетбуков, по программе downgrade). И еще один возможный аргумент Microsoft - Россия занимает очень небольшую долю в ее международном бизнесе, и поддержка старой системы для одной страны может быть просто нерентабельной.

Но уже одно то, что ФАС занялась данной темой, представляет большой интерес.

Что касается использования разных браузеров в Windows, то ФАС сообщила, что она запросила документы из Еврокомиссии по данному вопросу с целью выяснить, соответствует ли европейская политика в этом вопросе нашему антимонопольному законодательству. Но пока что ФАС не находит в факте включения в Windows только браузера от Microsoft ничего противозаконного. В свою очередь, представители Opera в России заявили, что компания не подавала здесь жалобу на Microsoft, поскольку корпорация не признана монополистом в России.

Пока без оценки
Отправить комментарий
Яндекс.Метрика