«Роснано» инвестировала $150 млн в британскую фирму Plastic Logic, разрабатывающую пластиковые экраны для букридеров. В обмен российская корпорация получила 25% акций разработчика. Деньги Plastic Logic очень нужны: эта компания пока ничего не продает, зато много тратит на разработки. Как стало известно «Маркеру», в 2009 г. ее убытки составили $81,5 млн, в 2008-м — $67,6 млн. Пластиковые экраны позволяют сделать устройства для чтения электронных книг легкими и гибкими, но пока они далеки от совершенства.
Стеклянные экраны делают нынешние устройства для чтения электронных книг тяжелыми и хрупкими. Это очень неудобно, особенно когда букридеры начинают внедрять в учебных заведениях. Ведь школьников сложно убедить не пинать и не ронять портфели. Считается, что гибкие пластиковые экраны, которые разрабатывает Plastic Logic, позволят сделать букридеры легкими и гибкими — в видеороликах из научных лабораторий уже показывают электронную газету, которую можно свернуть в трубочку.
Но все это — дело будущего. «Ни у одного производителя пока нет промышленного образца гибкого экрана, — рассказал „Маркеру“ руководитель украинского проекта Lbook Владимир Левченко. — Основной их недостаток — хрупкость, хотя именно гибкие экраны считались решением этой проблемы. Если с силой провести ногтем по такому экрану, не защищенному стеклом, его внутренние структуры разрушаются». Есть другие сложности: например, технология создания экрана ограничена температурой плавления пластика — 190–200 градусов.
Кроме того, продолжает Левченко: у пластиковых экранов «зерно» изображения пока больше, чем у стеклянных. Поэтому Plastic Logic собирается начать с большеформатных ридеров, где разрешение менее критично.
К тому же пластиковые экраны пока слишком дороги. В 2010 г. Plastic Logic отменила выпуск в свет своего первого букридера. В качестве официльной причины была названа слишком высокая цена — $649. Обычные ридеры уже стоят меньше $200.
Поэтому «Роснано», возможно, придется еще долго компенсировать британской компании ее убытки. Тем не менее Plastic Logic обещает вскоре все же выпустить ридер, созданный на заводе в Дрездене (ФРГ). Следующее поколение устройств, как предполагается, будут производить уже в подмосковном Зеленограде.
Если Plastic Logic выпустит, как обещает, в ближайшее время готовый качественный продукт — это будет прорыв, резюмирует Левченко.
Так, все-таки, потребительские свойства гибких экранов кто оценил? Не та контора Роснано, чтобы вот так запросто государственные сотни миллионов $ отдать иностранному бизнесу. Да и Зеленоград, как бы не первый год в этой проблеме. Да и наш соотечественник В.Чигринов из Гонконга выходит на такие же предложения. Он крупный специалист по дисплеям. Plastic Logic не единственная на Западе, которая хочет заработать миллиарды на гибких экранах. Принципиально проблема, по-видимому, решена, хотя какая-то пробуксовка идет. Вся надежда на Россию, которая через три года утрет нос всем сегодняшним игрокам в дисплейных технологиях? Это круто, и игра стоит свеч в сотни миллионов $, когда-то нужно сделать рывок. Взамен нашей прошлой гордости-электроники. А вдруг?