Лучшие шрифты для Linux
Авторское право распространяется и на шрифты. Так может ли поклонник операционной системы Linux пользоваться надерганными из Windows шрифтами Arial, Times New Roman, Tahoma и продолжать считать себя правоверным фанатом Linux? Очевидно, что нет.
Осознав эту печальную зависимость от корпораций, свободолюбивые дизайнеры создали сотни Open Source-шрифтов, а владельцы библиотеки The Open Font Library заботливо собрали их, систематизировали и представили в удобной для поиска форме.
Если вы сами создаете неплохие шрифты, то вам будут очень рады в библиотеке и с удовольствием внесут в каталог ваше творчество. Ведь не только программисты способны вести неравный бой за освобождение всех компьютеров Земли от гнета ненасытных правообладателей.
Если проектировать шрифты вы не умеете, но все же хотите помочь библиотеке, то все равно обращайтесь — вас всему обучат и снабдят необходимыми средствами разработки. Кто знает, может именно в вас спит талант гениального дизайнера-шрифтовика?!
Внимание! Для качественного отображения шрифтов в Linux лучше использовать рендер FreeType версии 2.7+.
Комментарии
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 07:53
Как бы почти все шрифты из винды распространяются бесплатно в пакете Core Fonts for Web. Так что не-хардкорные линуксоиды, готовые допустить в свою систему проприетарные шрифты, могут пользоваться всякими Arial и Times New Roman (или рисовать имидж-макро с Impact), не нарушая авторских прав.
К сожалению, эти самые виндовые шрифты не так хорошо выглядят на линуксовом экране, т.к. их затачивали для виндов. Так что в этом плане шрифты DejaVu, Droid и Liberation выглядят значительно лучше.
Ещё можно скоммуниздить шрифт Tahoma из Wine. Это не совсем та Tahoma, что в винде, но полностью метрически совместима с ней.
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 18:48
Но лицензия требует их использовать только в вантузе.
Они и на вантузном экране выглядят как г-вно. Эти шрифты вообще везде выглядят как г-вно. Но хомячки привыкли, и они им кажутся родными и качественными.
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 19:42
Очередное линукс-враньё. Corefonts распространяется как фриварь, запрещается только дизассемблировать и изменять содержимое. Про ОС в лицензии не сказано ни слова.
Они и есть качественные.
pomodor
12 ноября, 2013 - 20:28
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 20:41
Мой наивный опенсорс-специалист! Откройте глаза и посмотрите, что в графе "авторские права" указан, собственно, автор, и это никоим образом само по себе не ограничивает возможность распространять шрифт или его использовать. В ваших открытых шрифтах всё точно так же - автор остаётся автором, т.к. именно он создал шрифт. А право использования шрифта определяется не авторством, а лицензионным соглашением.
Для нормальных людей условия использования шрифта указываются не в "пунктах", а непосредственно в лицензионном соглашении (как, впрочем, и условия использования любого другого результата интелектуальной деятельности).
Не "кто-то", а Microsoft разместили corefonts под фриварной лицензией и предоставили право использовать шрифты как есть, без дизассемблирования и модификаций. Короче, учите матчасть.
pomodor
12 ноября, 2013 - 20:47
Лол! Ну Вы хоть краткую записульку на доступном языке почитайте об авторских правах, прежде чем со взрослыми и умными дядями споры пытаться устраивать! Особенно рекомендую пункт "Субъективные авторские права". ;)
Мосье путает свободное с бесплатным? К Столлману! ;)
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 20:54
По поводу кратких записулек - это Вы в них специалист, потому и постите иногда чушь редкостную, ибо глубины знаний не хватает.
Ну вот и обратитесь к Столлману. Думаю, он Вам объяснит, что путать свободное и бесплатное и утверждать, что в Linux нельзя использовать шрифты от MS, в корне ошибочно.
pomodor
12 ноября, 2013 - 20:56
Поплачьте еще! ;)
pomodor
12 ноября, 2013 - 20:30
По-моему, не только в Вантузе, а где угодно, но должна быть куплена копия Windows. Принятие пользовательского соглашения и дает право вообще использовать шрифты.
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 20:44
Это только по-Вашему. Вдобавок к линукс-вранью, в ход пошли линукс-фантазии. Достаточно почитать текст лицензии, чтобы понять, что можно, а что нельзя.
pomodor
12 ноября, 2013 - 20:55
"Линукс-вранье", "учите матчасть", "Линукс-фантазии"...
Скатились на эмоции? Больше сказать нечего, кроме эмоциональных неаргументированных ответов и шаблонных восклицаний про матчасть? ;)
ЗЫ Просто обожаю обыгрывать в спорах таких сосунков — они сами роют себе могилу, нужно лишь не помешать дать им туда самостоятельно свалиться. ;)
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 20:58
Вижу, что в ход ещё и линукс-зрение пошло. Да уж, лицензионное соглашение на corefonts, которое принимает каждый линуксоид, устанавливающий этот пакет в Linux, для Вас, очевидно, не аргумент.
Потешьте своё ЧСВ на здоровье! Вы это любите! ;)
pomodor
12 ноября, 2013 - 21:04
А Вы настырный! ;) Обдристались со своим corefonts, но продолжаете делать хорошую мину при испорченных штанах. Ладно, продолжим. Смотрим FAQ от Microsoft:
Ну что, пойдете умываться или продолжите раздавать мне советы что учить и где читать? ;)
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 21:15
Это местный линукс-иксперды имеют свойство дристать, когда дело доходит до конкретики. Corefonts - это отдельный продукт, его использование регулируется отдельным EULA, с какого боку тут, вообще, FAQ по шрифтам Windows, хз. Да, выдирать шрифты с Windows нельзя, но можно установить corefonts и использовать шрифты MS абсолютно легально.
pomodor
12 ноября, 2013 - 21:18
Можно-можно. Вы только не волнуйтесь. ;)
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 08:45
Для терминала Terminus.
Для всего остального Verdana 10-12. Больше ничего не нужно.
alien_
21 февраля, 2017 - 15:33
А по-моему лучше Liberation. Но уж точно не Comic Sans.
Ну а вообще, это дело вкуса.
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 11:45
Авторское право тут каким боком?
Их и в Windows можно использовать, не?
pomodor
12 ноября, 2013 - 19:58
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 20:14
И что? Вам бы, как обычно, подучить матчасть не мешало бы. Тогда бы Вы узнали, что авторское право неотчуждаемо вообще. Автор остаётся автором независимо от характера лицензии на шрифты.
pomodor
12 ноября, 2013 - 20:36
Я уж как-нибудь без сопливых разберусь чего бы мне не мешало. ;) Протрите окуляры и перечитайте написанное еще раз. Может быть с третьей попытки поймете какое отношение авторское право имеет к шрифтам. Дерзайте. ;)
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 19:14
Увы, но нет. Например, попытайтесь найти шрифты, которые содержат русские символы. Или определённую жирость? А вообще сайт хороший.
Но дизайнеры всё же рекомендуют для кириллицы рисовать свой шрифт во FontForge (есть в репах любого более-менее завалящего дистра). А потом выкладывать на этот сайт.
pomodor
12 ноября, 2013 - 20:02
comrade
13 ноября, 2013 - 00:28
Можно ещё в поиске сайта написать Cyrillic.
Не знаю уж – все он так найдёт, или нет... Но штук 15 я там так нашёл, довольно неплохие:-)
А вот GNUTypewriter их поиск не выдал по слову Cyrillic, хотя в описании шрифта оно есть. Мистика ((-:
Чингачгук
14 ноября, 2013 - 13:47
Потому что в GNUTypewriter нет такой важной буквы, как заглавная Ё.
pomodor
12 ноября, 2013 - 21:13
Особенно смешно, что анонимный любитель Вантуза не в курсе, что проект Core Fonts закрыт в 2002 году. ;)
Microsoft terminated the project in 2002. Updated versions of the fonts produced since 2002 have not been published as freeware and are usually available only after purchasing a license or as a part of some commercial products.
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 21:18
Это Вы, по ходу, были не в курсе. Но лицензия позволяет распространять шрифты из проекта даже сегодня, что, собственно, и происходит на практике.
pomodor
12 ноября, 2013 - 21:51
Это знают даже школьники, но Вы, говоря о разрешении, используете глаголы настоящего времени, словно MS продолжает разрешать. И этот пример отлично иллюстрирует проблему проприетарных шрифтов — владелец авторских прав в любой момент может изменить условия игры. Вы-то сидите на паленом Вантузе. Понятно, что Вам все до лампочки. Но почему Вы отрицаете возможность существования людей, которые не хотят ставить себя в зависимость от прихоти копирастов? ;)
Чингачгук
12 ноября, 2013 - 22:23
Так и есть.
Проблема только у Вас в голове. То, что может или не может правообладатель, определяется не пустыми фантазиями линуксоида, а в каждом конкретном случае определяется конкретными условиями лицензии. И пример с CoreFonts отлично это иллюстрирует - шрифты без проблем распространяются и сегодня, несмотря на то, что проект закрыт в 2002 году. Таковы условия лицензии.
Пруф? Не надоело ещё свои сказки выдавать за истину?
С чего Вы взяли, что я отрицаю возможность существования неких людей? Я про людей и копирастов вообще ничего не писал.
pomodor
12 ноября, 2013 - 22:36
Вы сейчас вообще что доказываете-то? ;) Или Вам уже все равно что писать?
Да-да, права у правообладателя, условия использования в лицензии. И?...
Чингачгук
13 ноября, 2013 - 08:24
Как бы лицензия на Core Fonts, в отличие от большинства лицензий на продукты майкрософта, не предусматривает возможности внезапного изменения условий.
Поэтому тот факт, что Microsoft больше не распространяет Core Fonts с официального веб-сайта, совсем не обозначает, что пользоваться и распространять эти шрифты больше нельзя.
Чингачгук
13 ноября, 2013 - 06:17
Товарищ pomidorius, подумайте сами: мелкомягкие выпустили когда-то бесплатно набор шрифтов "для веба", причём все эти шрифты уже установлены в винде.
Очевидно, что они это сделали для того, чтобы эти шрифты были доступны на всех операционных системах, и веб-дизайнеры не боялись их использовать.
Читаем лицензию: (corefonts.sourceforge.net/eula.htm)
Вы можете устанавливать и использовать неограниченное число копий продукта. Указаний на то, что для этого необходимо иметь лицензию на Windows, нет.
Вы можете распространять неограниченное число копий продукта при условии, что каждая копия является истинной и полной копией, включающей все указания об авторском праве и торговых марках, и прилагающейся с копией этого соглашения.
Даже больше скажу: в некоторых дистрибутивах (вроде Ubuntu и дебиана) в репозиториях есть пакеты, которые качают "истинную и полную" копию Core Fonts со стороннего веб-сайта, распаковывают её (правда, не встроенным инсталлятором, а своим cabextract) и устанавливают шрифты в систему, не нарушая при этом лицензию. Уж думаю, что в сообществе Debian есть люди, которые думали о лицензионном статусе этих шрифтов больше, чем мы.
comrade
13 ноября, 2013 - 11:51
«распаковывают её (правда, не встроенным инсталлятором, а своим cabextract) и устанавливают шрифты в систему, не нарушая при этом лицензию»
Ну это мы с Вами так понимаем.
А микрософт составила лицензию, и её толкует – как ей выгодно.
Довольно глупо уповать на добрую волю микрософта – не та у них репутация.
Захотят – докопаются:
1) Почему кабэкстрактор? Это же нарушение запрета на декомпиляцию! (Не случайно же они шрифты запихали в екзешник, а не россыпью.)
2) Если у ОС, в которой этот пакет используется, есть какой-то коммерческий выхлоп, а в составе есть такой установщик, могут истолковать это, как нарушение требования о некоммерческом распространении.
3) Сюда же могут добавить нарушение целевого использования – в названии специально подчёркивается "Web"...
Глупо думать, что риск отсутствует. Им же, при желании, нужен только повод (что мы здесь и видим). Даже не надо действительно в суд подавать. Судиться в Штатах очень дорого, да и суд почти наверняка на сторону американской корпорации встанет. Так что многие продавцы устройств с андроидом или линуксом уступают микрософту, и платят дань.
При этом список претензий микрософта не раскрывается. Наверняка он из подобной фигни и составлен. Может в нём и претензии по этому пакету шрифтов есть (мы же не знаем точно).
Риск отрицать глупо – мы живём не в идеальном мире.
Чингачгук
13 ноября, 2013 - 14:15
Тяжко, наверное, жить с паранойей... :(
comrade
13 ноября, 2013 - 15:25
Микрософт шантажом добилась выплат от многих производителей устройств, на которых виндовсом даже не пахнет. Судов не было. Суть претензий микрософта жертвы вымогательства разглашать не имеют права.
И, наверное, для такого агрессивного асоциального поведения микрософта есть какой-нибудь медицинский термин ((-;
Чингачгук
13 ноября, 2013 - 15:31
Пруфы на шантаж? Придумайте востребованную технологию, запатентуйте, потом сможете требовать выплат у MS за её использование. Озолотитесь. Это не шантаж, это цивилизованное ведение бизнеса, ибо технология стоит денег.
pomodor
13 ноября, 2013 - 15:36
Конечно, когда занимаются шантажом, то всегда стараются оставлять пруфы, которые анонимус мог бы изучить. ;) Детский сад, чесслово. ;)
Чингачгук
13 ноября, 2013 - 16:36
Вообще-то, в цивилизованном мире подобные громкие обвинения требуют как минимум доказательств, а как максимум - судебного разбирательства. Иначе это всего лишь плод бурной фантазии, не более. MS обладает патентами на технологии, использующиеся в Android, за это получает профит. Придумайте и запатентуйте свои - будете получать профит Вы. Всё справедливо.
pomodor
13 ноября, 2013 - 16:45
Допустим, влиятельный бизнесмен приходит к Вам и говорит с глазу на глаз: отдавай мне 10% от твоей зарплаты или потеряешь работу и больше нигде не устроишься. И Вы знаете, что он может выполнить угрозу. Как Вы станете доказывать, что он занимается шантажом? Или тоже начнете произносить пространные речи о цивилизованном мире?
Чингачгук
13 ноября, 2013 - 17:00
Типичный анальный раб. Защищает Микрософт, чтобы потом пойти купить мобильник с Андроидом на $15 дороже, чем мог бы.
pomodor
13 ноября, 2013 - 17:18
Кстати, по поводу "громких судебных разбирательств". ;) Суды завалены подобными делами. Вам всё бы ссылки выпрашивать. Пора бы уже освоить ПС Google. Даю в последний раз: http://liberatum.ru/news/microsoft-i-korrupciya-v-rossii
pomodor
13 ноября, 2013 - 15:02
Коллега, это бесполезно. Это же рабы. Как им объяснить что такое свобода, если они выросли в проприетарном рабстве? К тому же, многолетнее бездумное жмаканье кнопки "Пук" не проходит бесследно для интеллекта. Вот смотрите, оратор выше умудряется в одном предложении как сморозить глупость, так и сразу же ее опровергнуть, даже не заметив:
1. Сначала он пишет, что эти шрифты можно свободно использовать.
2. Далее идет констатация известного факта, что в Дебиан уделяют большое значение вопросам лицензионной чистоты и потенциально опасный материал в этот дистрибутив не включат.
3. И тут же товарищ признается, что в Дебиан не включили эти "прекрасные" "свободные" драйвера, а лишь скрипт, который тащит их с сайта третьей стороны.
Как с таким интеллектуалом спорить? Что доказывать? :) Это либо так называемая женская логика, либо патологической состояние полного отсутствия логики.
Эти поклонники Вантуза даже не стараются задуматься, почему шрифтов от Microsoft нет ни в Ubuntu, ни в Debian, ни в Android. А чо, нет же никаких ограничений! Можно свободно копировать и распространять любое количество копий, как сморозил оратор выше. Наверное, анонимусы на Либератуме лучше разбираются в авторском праве, чем юристы транснациональных компаний. ;)
Чингачгук
13 ноября, 2013 - 15:12
Видимо, линукс-логика не позволяет догадаться, что под ником "анонимус" могут постить разные люди.
В Ubuntu, Debian и Android много чего нет, не только шрифтов от "корпорации зла".
Прикиньте, действительно ограничений нет! И копировать, и распространять любое количество копий можно! Реальный мир в очередной раз не совпал с картиной мира, сформированной в сознании линуксоида с промытыми идеологией мозгами. Ну ничего, бывает. Это, как правило, проходит по мере обретения жизненного опыта и знаний.
pomodor
13 ноября, 2013 - 15:20
Ваши ответы стали совсем унылы. Либо пишите что-либо поумнее, либо хотя бы повеселее, либо ваше творчество будет классифицировано как флуд и Вы отправитесь дристать на другой сайт.
Чингачгук
13 ноября, 2013 - 16:07
Потому что это единственный способ включить в репозитории дебиана шрифты, которые по лицензии необходимо распространять без изменений. То же самое происходит и с Adobe Flash: в пакете лежит не сам флэш, а скрипт, который скачивает и устанавливает флэш с другого сайта.
Следуя вашей же логике, в дебиане и флэша не должно быть.
Вы мне лучше скажите: где вы тут нашли "свободно использовать"? Я слово "свободно" в комментарии вообще не использовал.
Потому что если бы они были в составе самой ОСи, это уже было бы очень даже "distributed for profit" и "included as part of your own product".
Мне почему-то кажется, что есть разница между "включить по умолчанию в состав ОС" и "предложить для опциональной загрузки и установки".
И да, я не особо разбираюсь в законе. Но я доверяю тем мэйнтейнерам дебиана, которые всё-таки решили принять скрипт-инсталлер Core Fonts в репозиторий non-free.
-====================================-
И напоследок. Ну предположим, что мелкомягкие внезапно решат вопреки здравому смыслу, что установщик Core Fonts в репозиториях дебиана незаконен, и потребуют удалить пакет из репозитория. Что значительно изменится для конечного пользователя?
Это всего лишь шрифты. Не драйвера к устройствам, не системные утилиты и не популярные прикладные программы. Особенно учитывая то, что давно существуют метрические замены для большинства шрифтов из этого пакета (Liberation, ROSA Arion и Verde, или даже та же вайновская Tahoma).
comrade
13 ноября, 2013 - 16:42
Шрифты ROSA Arion и ROSA Verde:
Но лицензия на них не совсем свободная.
pomodor
13 ноября, 2013 - 16:50
Тогда о чем Вы вообще пытаетесь спорить? В своей статье я назвал эти шрифты не вполне свободными и предположил, что настоящий линуксоид должен избегать их использовать. Что не так?
Предвидя вопрос о том, кто такие настоящие линуксоиды: это все линуксоиды, за исключением виндузятников, переметнувшихся вчера на Ubuntu и завтра свалящих обратно, предварительно обдристав Линукс.
comrade
13 ноября, 2013 - 16:53
Тоже, кстати, хотел написать:
"...Что и требовалось доказать" ((-:
Но вместо этого пошёл смотреть – что за шрифты такие, и почему их в репозиториях нету...
Чингачгук
16 ноября, 2013 - 09:57
Неужели не понятна простая вещь.
Шрифт должен не быть очень красивым, такой весь из себя, а понятным и в точности повторяемым на подавляющем большинстве хостов, документов, веб-страниц.
Если исходить из этой не сложной истины, то очень не просто пройти мимо такого же простого вывода. В вопросе какой шрифт использовать.
На чем, в какой среде ..., если в этом вопросе не главный результат, как и раньше, а что-то из посторенней темы, то да можно пошамать с sudo apt-get install ttf-mscorefonts-installer ( размер 133kb :) ).
Если не хард-корный взгляд на проблему.
comrade
19 ноября, 2013 - 10:07
Товарищ, Вы явно пропустили-прокрутили всю местную дискуссию ((((-;
___________________
И строгих, но красивых линуксовских шрифтов тоже хватает:
Liberation, Droid, DejaVu, M+...
А, например, для субтитров в плеерах очень рекомендую Linux Biolinum O Regular из пакета fonts-linuxlibertine
__________________________
Тут уже была как-то тема про шрифты:
http://liberatum.ru/exclusive/ustanovka-sotni-shriftov-v-ubuntu-odnoi-ko...
comrade
16 марта, 2014 - 15:37
Вот тут есть интересные шрифты (с кириллицей, есть и моноширные)
Большая часть – свободные (но есть и платные).
pomodor
17 марта, 2014 - 14:05
Для некоторых целей мне очень понравился шрифт Segoe UI. Не видели что-нибудь подобное, только чтобы под свободной лицензией? А то вольное обращение с Segoe нарушает аж сразу 6 патентов. :D
comrade
17 марта, 2014 - 20:14
Там свободные шрифты. (Хотя могла и парочка несвободных просочиться – уточняйте, если есть необходимость!) И шрифты из микрософтовского пакета ttf-mscorefonts-installer
comrade
27 мая, 2014 - 23:35
Mozilla сейчас шрифты Fira продвигает: Неплохие. И самые богатые "толщинами" ((-:
Русские буковки есть.
pomodor
29 мая, 2014 - 15:52
Не пойму, вроде бы красивые шрифты, но ставишь 10-12й размер и вылезают какие-то непонятные артефакты.
comrade
29 мая, 2014 - 17:19
В какой программе?
Я что-то не смог отловить артефактов. Смотрел в либре-офисе, дабл-командере... И в font-manager 'е тоже вроде всё хорошо.
Может Вы ставили какой-то из тонко-бледных вариантов (Fira Sans -Two, -Four, -Hair, -Eight)? Они могут и не прорисовываться нормально. Наверное сделаны для каких-то особых случаев и систем...
(Вообще в первый раз такие варианты встретил в этом шрифте:-)
pomodor
29 мая, 2014 - 17:39
В Либре, хотя какая разница, рендерит шрифты один и тот же движок для всех программ.
Глаза чуть не лопнули.
comrade
29 мая, 2014 - 18:49
Посмотрел, у меня в либре-офисе 4.2.4.2 тоже такая фигня с Fira Sans, но только на размере 10, на остальных (8, 9, 10.5, 11, 12,...) уже нормально.
Посмотрел другие шрифты, с некоторыми тоже такой эффект на каких-то размерах.
И в AbiWord похожая картина, но уже на других размерах (у Fira Sans на 8, 9).
В общем, нестыковочка какая-то...
comrade
9 апреля, 2015 - 22:18
На сайте авторов шрифта новые версии Fira. Вроде исправили!
pomodor
18 июня, 2014 - 22:53
Лучшие свободные моноширинные шрифты с поддержкой кириллицы. PT Mono и Cousine очень хороши.
comrade
28 февраля, 2015 - 21:06
Мне моноширный шрифт Inconsolata больше всех приглянулся (практически идеален!), поставил его в свой основной редактор (Geany).
Но в той статье ссылка на Inconsolata неудачная – нет TTF.
И в репозиториях Ubuntu он есть, пакет fonts-inconsolata, тоже с кириллицей уже. Но там малость глючный вариант — например вместо среднего тире ("–" U2013 # EN DASH) в убунтовской инконсолате какая-то зюка.
А в репозитории, к примеру, альт-линукса — нормальный наборчик fonts-ttf-inconsolata-lgc
(шрифты внутри rpm'а...)
pomodor
28 февраля, 2015 - 21:11
Да, какой-то стремный формат SFD. Никогда о нем не слышал.
comrade
28 февраля, 2015 - 21:20
Это вроде рабочий формат для редактора шрифтов FontForge.
comrade
8 марта, 2015 - 18:52
Очень хороший шрифт Gentium есть в репозиториях Ubuntu. Но в нём проблемища с наклонным написанием и с "ё" — дико пляшут размеры букв.
Добрые люди несколько лет назад решили эту проблему (что, к сожалению, не отразилось на содержимом убунтовскрго репозитория). Сработали шрифт Gentium-Plus. Там с кириллицей порядок.
Вот ещё один хорошо читаемый свободный шрифт, Neris.
comrade
2 сентября, 2015 - 14:47
Вышел свободный моноширный шрифт Hack v.2
(кириллица присутствует).
comrade
23 января, 2016 - 20:59
Гугловские шрифты Noto.
Чингачгук
23 января, 2016 - 23:24
понравился, спасибо. Оставил основным в системе размером в 10.
comrade
21 февраля, 2017 - 10:03
Ай-ай! Все внешние ссылки на шрифты из этих комментариев куда-то(-; убежали.
Беда-беда!
Комментировать