Почему Debian теряет популярность
Линуксоид Гэри Ньюэлл считает, что ему удалось выявить слабые места дистрибутива Debian. Энтузиаст не только инвентаризировал проблемы, но и предложил свои решения.
1. Сайт
Официальный сайт Debian огромный, сложный, с очень запутанной навигацией. Желающие познакомиться с Debian жалуются, что им трудно найти даже скриншоты, не говоря уже о проблемах, которые возникают при поиске нужного образа ISO: десятки архитектур, CD и DVD, загрузка с FTP, jigdo или через торренты — все свалено в одну кучу.
Решение: не парить пользователям мозги и сделать простую и удобную страницу загрузки, как у Ubuntu:
2. Нет UEFI для Live CD
Многие из потенциальных пользователей хотели бы опробовать Debian сначала без установки на диск, то есть с «живого» образа. Так вот, проблема в том, что в Debian Live до сих пор нет поддержки UEFI. Другими словами, владелец компьютера с Windows 8.1 лишен возможности безустановочного «тест-драйва». И самое неприятное, что узнает он об этом только после того, как потратит время на загрузку образа и его запись на флэшку.
Решение: реализовать поддержку UEFI для «живых» загрузок. Тем более, во всех остальных типах установки поддержка UEFI предусмотрена.
3. Тупой исталлятор
Во время установки пользователю приходится нажать свыше 20 раз кнопку «Далее». Например, только на выбор региона, раскладки и языка уходит 5 страниц. В других дистрибутивах, часовой пояс определяется автоматически, а дальше пользователю предлагаются региональные настройки, наиболее соответствующие часовому поясу.
Решение: уменьшить количество переходов по страницам, сделав часть настроек опциональными. Например, не предлагать навязчиво пользователю указать настройки proxy, а сделать отдельную ссылку на такие настройки — если пользователю они вдруг понадобятся, он кликнет по ссылке, остальные пользователи сэкономят время.
Комментарии
Sunrise
15 июня, 2015 - 20:58
Ой да ладно? Нажать «Getting Debian», затем в правой колонке указать, какая разрядность нужна (лучше 64), выбрать графическую среду — так сложно?
От этого UEFI одни только проблемы.
Что реально не нравится в инсталляторе, так это то что он развёрнут на весь экран, приходится пользоваться другими рабочими столами для просмотра, например, фильма во время установки. И если другие дистрибутивы (Ubuntu, Mint) поставил устанавливаться, то можно просто смотреть кино и не отвлекаться, то в случае Debian иногда приходится поглядывать на установщик. Да и доступ в root нежелательно давать (в Ubuntu и Mint по умолчанию войти как root невозможно, да и дисплейный менеджер не даёт войти под рутом в DE, а административные действия выполняются от sudo), а вот доступ к sudo бы не помешал.
pomodor
15 июня, 2015 - 21:15
Ну не знаю, а мне наоборот проще один раз su написать, чем как обезьяна по сто раз sudo печатать.
Сайт действительно не user-friendly. Но если разобраться, то свежие образы находишь довольно быстро, а остальное и не сильно нужно. Но в целом, я за простоту. Бритвой Оккама полоснуть по debian.org не помешало бы. ;)
UEFI действительно не нужен. Только ведь его уже навязали и это свершившийся факт. Игнорировать это — терять пользователей. К тому же, странно сделать поддержку в инсталляторе и не сделать в живом образе.
Чингачгук
15 июня, 2015 - 23:39
Возможно им лицензия не позволяет прикручивать уефи именно к лайв-образу?
Sunrise
25 июня, 2015 - 19:00
sudo -i же есть.
pomodor
25 июня, 2015 - 19:32
Так su же есть
Чингачгук
11 августа, 2018 - 20:51
Доступ к sudo там есть давно, просто не вводите пароль root, а задайте далее только пароль пользователя, будет вам рабочее sudo.
dk
16 июня, 2015 - 01:18
На главной странице, русским по белому (ну или не русским, в зависимости от локали) "ISO-образы CD/USB". Далее, как скачивать, выбор архитектуры, выбор ветки. Куда уж проще?
Да и сайт толково сделан — никакого джаваскрипта, ничего лишнего.
Может если надо "не парить мозги", то лучше просто ставить убунту? В конце концов, ЕМНИП, именно так она и позиционируется.
Пользователь не освоил нажатие на кнопку Enter? А вообще только netinstall, только псевдографический инсталлятор, только хардкор!
Нажать на кнопку — такая потеря времени?
Вообще статья смотриться не "Как сделать Debian самым популярным дистрибутивом" а "Как сделать Debian более Ubuntu". Вот только зачем?
Хотя в свете последних событий, как бы это не было печально, но похоже что Debian RIP.
PS
Ругань "Комментарий не соответствует требованиям к оформлению: слишком много символов, не несущих смысловой нагрузки" на три знака вопроса подряд порадовала. Grammar-nazi окружают. Может еще и на "жи\ши" проверку добавить?
Чингачгук
16 июня, 2015 - 22:51
Вот насчет "тупого инсталлятора"-не согласен:параметры дисковой разметки сделаны достаточно гибко:видит все существующие разделы и легко встанет хоть второй ,хоть третьей системой с выборами параметров монтирования каждого раздела ..
pomodor
16 июня, 2015 - 23:48
Интерфейс диалогового окна с разметкой в Debian мне тоже нравится. А самый худший из всех, что я видел — в Fedora/CentOS/RHEL. Но инсталлятор действительно тупой. В том смысле, что некоторые вещи мог бы не спрашивать. Но это можно пережить.
А, кстати, мне очень понравилось, что инсталлятор в Debian 8 стал спрашивать куда GRUB ставить. Бывало, поменяешь в BIOS порядок дисков и забудешь. Потом устанавливаешь Debian, восстанавливаешь порядок и получаешь... незагружабельный комп. Теперь такое исключено.
dk
17 июня, 2015 - 00:02
А как же арч(когда там был инсталлятор) и BSD?:)
ЕМНИП консольный инсталлятор это еще с Lenny умел
pomodor
17 июня, 2015 - 00:14
В Arch зато сейчас удобно. Не знаю почему, но люблю fdisk. Еще с давних времен, когда выучил кнопки, последовательности и коды типов разделов. Получается даже быстрее, чем через ГУЙ.
Чингачгук
17 июня, 2015 - 00:05
И в Debian 7 можно выбрать другой раздел для Grub :если ответить нет на предложение поставить его в MBR
pomodor
17 июня, 2015 - 00:11
А если нужно в MBR, но на другой диск?
dk
17 июня, 2015 - 00:14
Ответить на вопрос "Куда?" /dev/sdb или /dev/sdX соответственно
pomodor
17 июня, 2015 - 00:26
Не-не, был такой баг. Инсталлятор при некоторых условиях ставил GRUB на /dev/sda без вариантов. Если после этого поменять порядок дисков, /dev/sda превращался в /dev/sdb и конфиг Груба получался нерабочим.
Wheezy installer always install bootloader in /dev/sda
А сейчас явно спрашивает: куда ставить?
dk
17 июня, 2015 - 16:03
Cудя по времени "24 Apr 2013 19:57:02 UTC" это буквально за неделю до того как Wheezy стал stable.
В Lenny точно спрашивал. В Wheezy когда он был testing — спрашивал. Видимо момент появления бага я пропустил. Или условия не сошлись.
Кстати а использовать UUID вместо /dev/sd{a,b,c} не спасло бы отца русской демократии? Меня, в свое время, на многовинтовой конфигурации, с косячной матерью, определявшей порядок дисков опираясь на фазу Луны, здорово выручало.
pomodor
17 июня, 2015 - 16:10
Не, не спасает. От этого UUID еще больше проблем.
А что именно спрашивал? Ставить в MBR или в раздел. Если в раздел, то предлагал выбрать. Если в MBR, то ставил сразу в /dev/sda без вариантов. Так же было?
dk
17 июня, 2015 - 16:30
Правда? А можно примеров — не срача ради, правда интересно, меня-то в тот момент UUID очень здорово выручило.
Ну немного не так. Спрашивал — в MBR или нет (https://www.howtoforge.com/images/perfect_server_debian_lenny_ispconfig3...).
И вот если выбрать "нет", открывалось окно с текстовым полем, куда можно было хоть /dev/sda{1,2,3} прописать, хоть /dev/sdb.
Картинку с примером, к сожалению так и не нашел
pomodor
17 июня, 2015 - 16:45
По памяти не расскажу, но можно нагуглить примеров по ключу load uuid error.
И какой в этом смысл? Тут две логические ошибки. Во-первых, мне нужно именно в MBR, так зачем же я буду выбирать пункт "Нет"? Во-вторых, если я все же выбираю не в MBR, зачем тогда предлагать /dev/sdb, ведь это MBR?
Я не спорю, может такая фича действительно была и раньше. Возможно, я до нее не добирался именно потому, что навигация до нее нелогична.
Кстати, я помню, что было такое диалоговое окно: на экране появлялись все разделы с правильно определенными типами установленных ОС. Инсталлятор предлагал: если все правильно, ща поставлю GRUB в MBR. И ставил. Но в MBR какого именно диска спрашивать забывал. Так, по-моему, было.
dk
17 июня, 2015 - 17:00
Это да — логика здесь хромает. Видимо надо было писать что-то в духе "Установить в MBR главного диска Да/Нет". Сам наткнулся случайно. Хотя с другой стороны — если уж дефолтный вариант не устраивает, то почему бы не посмотреть что есть в остальных?
А это не в момент разбивки диска/выбора куда ставить?
Чингачгук
14 августа, 2015 - 15:39
на счет сайта, имхо, удобен. на главной странице виден логотип, и на нем, справа вверху, есть кнопочка для скачивания последнего стабильного релиза, при этом установщик для i386 и amd64 сразу. в сравнении с той убунтой, все на русском и не надо убирать донат с 15и пунктов (или сколько их там). а если нужные другие версии, то искать их не нужно, ибо наверху кнопочка "где взять дебиан", и там все ясно.
инстолятор в стабильном упростили, минут за 10 ставится и кликов надо мало
но мне лично более удобен инсталятор тестового релиза. там прям сам выбираешь, какие пункты включить в установку, и потом их выполняешь
очень не нравился тот-же опенсус со своим наипростейшим установщиком, в котором даже имя пользователя не задать. благо диск разметить дал, и ту разметку в нем кошмарно делать. один раз нажал и более минуты ждешь, пока он подумает. хотя опенсус мне всегда симпатичен был
а uefi разве не биос? не пойму, причем тут вин8.1, если речь о биосе. у меня биос с уефи и лив образ стартует без проблем. при запуске жму Ф8 и выбираю флешку
Чингачгук
19 августа, 2016 - 10:58
С первым пунктом, на вкус и цвет, но доля истины в словах автора есть.
Со вторым пунктом согласен на все 100%. Второй день сношаюсь, что бы найти решение, запустить Live CD на своём ноутбуке и никак! Хотя устанавливал Debian Stretch с UEFI по netinstall в лёгкую, а хотелось бы иметь Live USB с UEFI для внештатных ситуаций, например восстановление GRUB.
С третьим пунктом, тоже есть повод задуматься об оптимизации, хотя там можно сократить количество жмаканий выбором спосба установки, например "Автоматическая".
Чингачгук
11 августа, 2018 - 20:48
Debian Live поддерживают UEFI, у меня на MB встала нормально, проблема может быть в UEFI на ноутах, на ПК такого почти нет.
Сайт нормальный, адекватный, быстрый по навигации, вот недавно упростили WIKI-странички, ещё лучше стало, и правильно что без JS. Видели бы вы его до редизайна :)
Установщик должен быть развёрнут на весь экран, т.к. шрифты и виджеты при KMS режиме на HIDPI-экранах отображались микроскопическими, именно поэтому там и установка в VESA-режиме, а если нужно меньше клацать, то добро пожаловать в ubuntu.
Чингачгук
11 августа, 2018 - 20:56
Кому там не хватает драйверов прошивок и прочее - ставьте образы firmware-x.x.x.iso или debian-live-x.x.x+nonfree. Всё поставится и будет работать из коробки.
Чингачгук
13 февраля, 2019 - 05:26
стратья полная уета, никаких конструктивных смыслов в ней нет. Достаточно прочитать комменты и сразу все становится очевидно. человек писавший и публиковавший статью явно далек от благих истин. Вопрос по сути рассматривается исключительно с точки ламмеров.
Комментировать