Linux для профессиональных музыкантов
Всем привет! Я профессиональный гитарист. Профессиональный в том смысле, что наяриваю на гитаре в кафе и ресторанах и этим зарабатываю себе на жизнь. Это мой основной и единственный источник дохода. Как и представители любых других профессий, музыканты в наши дни активно используют компьютеры. В этой статье я хочу рассказать о том, как выбирал операционную систему для своего музыкального компа и о том, почему мои коллеги меня не поняли.
Как вы уже догадались, я выбрал Linux. Если вы остановите на улице музыканта и попросите рассказать о рабочем компьютере, то в 4 из 5 случаев вы узнаете, что используется ноутбук производства Apple и операционная система Mac OS. Еще в 1 случае вам скажут, что используется Windows. Под Linux тоже много музыкального софта, но проблема в том, что он не годится (как считает подавляющее число профессионалов) для серьезной работы, поэтому Linux никто не использует. Только я.
Вначале о моем компьютере. Когда я установил Ubuntu, то первым делом стал искать аудиоредактор. Понятное дело, сразу же попробовал этот ваш хваленый Audacity. Поплевался и снес. Кнопок и настроек много, а по сути ничем не отличается от штатного диктофона в Windows. Кстати, мне кажется, что в этом одна из самых больших проблем с Linux: для него много программ, большинство написано любителями, но с закосом под профессиональный уровень. Дилетанты видят эти программы (вроде Audacity), которые производят на них огромное впечатление. После этого линуксоиды на каждом углу начинают орать, что Linux лучше всего подходит для игр, редактирования видео, анимации, музыки и т.д. Профи сначала ведутся на эту агитацию, но после первого знакомства эффект разочарования такой сильный, что на Linux эти люди никогда уже не вернутся. И напрасно. Под эту замечательную ОС написано уже много софта вполне профессионального уровня. Только сообщения об этом софте тонут в мусоре от миллионов пионеров, которые еще вчера сидели под паленой Виндой, а сегодня установили Ubuntu и считают себя крутыми экспертами.
Но не будем отвлекаться. Бесплатных музыкальных редакторов профессионального уровня под Linux нет. Это факт. Но есть платные. Во-первых, это Ardour. Шикарный аудиоредактор. Особых наворотов нет. Просто позволяет записывать треки, обрабатывать их и микшировать. На этом все. Но Ardour делает это очень качественно и с соблюдением всех отраслевых стандартов. Что интересно, программа формально бесплатная и свободная — распространяется на условиях лицензии GPL. Но на практике приходится платить около $10 за каждый месяц использования. В эту стоимость входит регулярное предоставление готовых бинарников и техподдержка. Соответственно, бесплатная версия доступна только в виде исходников и без предоставления консультаций. Если вы соберете что-то не так, разбираться придется самостоятельно. Если до выступления 15 минут, проблема способна привести в уныние даже такого жизнерадостного рок-н-рольщика, как я. В общем, бесплатный вариант даже не рассматривается.
Второй редактор, которым я пользуюсь — Bitwig Studio. Это даже не редактор, а целая музыкальная студия, как можно догадаться по названию. Это проприетарный софт, причем стоит уже куда дороже 10 баксов в месяц — придется разово отдать 20 тысяч рублей. Но оно стоит того. Это такой музыкальный комбайн, способный заменить целый оркестр. Как-то раз на пьяной свадьбе мне разломали гитару, так я доигрывал на Bitwig Studio. Гости почти не заметили разницы с живым звуком, хотя отчасти это можно объяснить количеством выпитого. Bitwig Studio имеет родную сборку под Linux и полностью поддерживает все самые крутые музыкальные технологии последних лет. Единственная проблема с этой программой в том, что местные торговцы стараются не продавать Linux-версию, так как на нее отсутствует спрос. Но можно купить с официального сайта.
Небольшое лирическое отступление, так как наверняка у многих уже появился вопрос: а зачем он поставил Linux, если затем покупает дорогой проприетарный софт? Во-первых, я люблю Linux. Мне нравится, что мои друзья-виндузятники регулярно умудряются ловить вирусы и теряют время на переустановку, а я лишен этих проблем. Во-вторых, подсчитайте сами, во сколько обойдется Mac, Pro Tools, Ableton и т.п. Да я лучше гитару куплю подороже, чем буду переплачивать непонятно за что.
И теперь практические советы для моих коллег-гитаристов (и любых других музыкантов), которые хотели бы перейти с гнилого Windows или с пидорского Эпла на что-то более возвышенное и прекрасное.
1. Следи за качеством еще до цифровой обработки
Старайтесь на вход сразу подавать качественный звук. Под Linux попросту отсутствует софт типа Melodyne, поэтому исправлять плохой звук будет нечем. Отчасти еще и за это я полюбил Linux — он дисциплинирует, помещая музыканта в спартанские условия. Под Mac или Windows можно взять солисткой любую безголосую шалаву, прогнать звук через Melodyne и получить конфетку. С Linux инструменты и голос еще до обработки должны звучать прекрасно, ибо сделать из дерьма конфетку не получится при всем желании. Если вы начинающая группа, то стать говноисполнителями Linux вам попросту не даст.
2. Совместимость
Установить на компьютер Linux — много ума не надо. Важно обеспечить совместимость ПК с Linux с остальным оборудованием. Следовательно, сначала изучай характеристики железа и только потом иди в магазин. Мой друг недавно купил аппаратный обработчик звука за пять штук, который оказался несовместим с софтом под Windows. Пришлось выкинуть комп с Windows и сходить за MacBook. Когда я шел покупать девайс для подключения MIDI-инструментов через USB, то знал о нем всё, включая где искать драйвера под Linux и какие использовать настройки для оптимальной работы. Соответственно, всё сразу заработало и мне не пришлось выкрикивать в адрес Linux проклятия, как это делают 99% других музыкантов, когда что-то не заводится по причине того, что девайс был изначально несовместим с Linux, а покупателю было лень это проверить до похода в магазин.
3. Тут всё другое
Много разочарований профессиональных музыкантов в Linux связано с тем, что люди уходят с Mac и ожидают увидеть в Linux аналогии и аналоги того, что было в Mac. Это совершенно не так. Вам нужно заранее настраиваться на то, что здесь все другое. Другое — не значит неудобное. Просто в Linux заложены свои идеи и концепции и прикладной софт разрабатывается с учетом этих особенностей. Старайтесь их найти и понять.
4. Халявы не будет
Да, Linux бесплатен. На этом экономия и заканчивается. Любой профессиональный софт стоит денег. Это логично и справедливо: вы используете программу, которая позволяет вам зарабатывать, так почему бы не поделиться малой частью заработанного с тем, кто своим программерским трудом дал вам такую возможность? Или какие могут быть основания не платить людям из техподдержки, ведь они готовы в любой момент решать за вас сложнейшие проблемы с софтом. И у этих людей тоже есть семьи, которые нужно кормить. Так что не рассчитывайте особо на халяву.
5. Полюбите Джека
Одна из страшилок, которой пугают музыкантов, решивших перейти на Linux, является выдумка насчет несовершенства интерфейса JACK Audio Connection Kit. Мол, его низкие задержки не такие уж и низкие. К тому же, нет нормальных программ, которые бы с ним работали. Не пугайтесь, всё давно намного лучше, чем вам описывают. В наши дни JACK — это почти real-time. С поддержкой тоже все отлично. Тот же Ardour, например, давно поддерживает.
6. MuseScore в помощь
Не все знают, что под Linux имеется высококлассный нотный редактор MuseScore. Его вполне можно использовать для работы. И это один из тех редких случаев, когда классный узкоспециализированный софт доступен бесплатно (см. статью «Как сочинять музыку в Ubuntu c MuseScore 2»).
7. Изучайте профильные ресурсы
Профессиональная работа со звуком с помощью свободного софта интересует не только вас одного. Есть специализированные сайты, где люди обмениваются своим опытом музыкального творчества под Linux. Один из самых интересных и полезных — Libre Music Production. Подпишитесь на новости, чтобы своевременно узнавать о выпуске новых музыкальных программ под Linux.
За сим позвольте откланяться. Я уже 30 минут сижу без секса, без наркотиков и без рок-н-ролла, что для профессионального гитариста является мучительным испытанием. Изучайте Linux и пишите классную музыку, посоны!
Комментарии
Чингачгук
4 января, 2016 - 22:42
Дайте совет. Есть ли кроме описанных выше, еще программки для любительского сочинительства? Полностью бесплатные.
Иногда возникает неудержимое желание творить, но вот мотив, ни записать ни наиграть не на чем. Хочется иметь какую-нить программку под рукой, где можно было бы наиграть разными инструментами пришедшую в голову мелодию, ну и наложить барабаны и прочие спец.эфекты при надобности. Вполне устроит базовый набор — пианино, гитара, баян, колокольчики, некоторые ударные и прочие основные муз.инструменты.
Чингачгук
4 января, 2016 - 22:48
Любителям могу посоветовать Ubuntu Studio. Там программ для сочинительства хоть попой ешь. Есть даже очень неплохие.
Чингачгук
4 января, 2016 - 23:13
Не хочу слазить с Debian, но проги оттуда гляну.
dk
5 января, 2016 - 00:25
Reaper под Wine. Небесплатный, но работает (каждом запуске будет просить — "купи меня!"). + SF2 банки инструментов (в сети навалом, в том числе бесплатных) либо VSTi по вкусу.
Laestrygon
5 января, 2016 - 22:32
LMMS же есть.
dk
5 января, 2016 - 00:22
Зря вы так по-доброму. Софт то делался под подкасты, и для этого-то и годен (хотя, ЕМНИП, какие-то канадцы на нем альбом таки записали). А вот под музыку — это далеко не профильная задача.
А вот готовой к работе DAW пока нет. (за Bitwig см ниже)
Вообще-то это как раз DAW. Редактор это то что работает (грубо говоря) с одной дорожкой (Sound forge, например, или CoolEdit (до тех пор пока его не купили Abobe)).
Да это печально. С одной стороны и авторов понять можно — есть то хочется, а с другой стороны "ложки нашли, а осадочек остался". Хотя в Archе ставилось из репозитория (и в Gentoo), но, блин, без поддержки VST, что собственно ставить крест на программе.
О, а вот до этого я все никак не доберусь посмотреть. Если с VST траблов не будет, то может выйти вполне годная вещь.
Спасибо за наводку. Может еще поделитесь ссылками?
Чингачгук
5 января, 2016 - 09:24
Есть еще сборка KXstudio, сделанная на базе Ubuntu. Включает последние сборки Ardour и регулярные их обновления (10$/мес можно сэкономить.). Море плагинов, VST, LV2. Пользуюсь уже несколько лет. Есть самописный и довольно удобный софт для управления JACK'ом. В нем же без проблем подключаются многие VST для Windows через патченный для realtime Wine.
Чингачгук
5 января, 2016 - 11:35
у меня внизу живет "моцарт". Состряпает херню из семплов и врубает так что дом дрожит. Пид@р, думает чем громче, тем талантливей. Ненавижу нашу цивилизацию, все умопомрачительные изобретения компы, оружие(для защиты конечно) и т.д. , в конце концов попадают в руки еб@нутых идиотов
Чингачгук
5 января, 2016 - 15:51
Чувак, чего ты гонишь на цивилизацию? Поговорить спокойно с соседом не пробовал?
Чингачгук
5 января, 2016 - 16:05
Он из тех людей, которые во всем видят заговоры. У меня кто-то опять насрал в подъезде — весь мир ополчился против меня. Вселенная летит в пропасть. Всё пропало.
Чингачгук
5 января, 2016 - 16:27
сижу на линукс минт, ставлю битвиг, ставлю джек, работает. Но поддержки lv2 нет... должна бфть в 2016 году как разработчики ответили...
единственная проблема, это синты и всякие эффекты которые не собраны в установочный пакет...
вот в установочном пакете синтов не так уж и много... но у меня лично не получилось поставить ни одного синта из исходников, вроде по инструкции лепишь команды, а там всегда какие то ошибки, не могу скомпилировать, нет папки конфиг и так далее... не пойму почему так происходит и как легко ставить программы из этих исходников? если научуть преодолевать такие препятствия, сразу покупаю битвиг и радуюсь.. пока только думаю...
Texnoline
5 января, 2016 - 18:06
Кстати, вы только Mint попробывали? Или еще, что нибудь пытались использовать с данным приложением?
Чингачгук
6 января, 2016 - 07:11
У меня только минт стоит на компе, много дистров пробовал, но только этот нравится, мне кажется и на убунту такая же проблема будет. Может это и не проблема вовсе а руки(скорее всего так и есть) но хотелось бы научиться преодолевать это. Например я взял форум для линукс музыкантов linuxmusicians.com, там много ссылок на синты всякие. Захожу на оф сайт, качаю, исходник, распаковываю, читаю редме, делаю как написано и всегда это дает ошибки, на виртуалке тоже самое.. Хз
Чингачгук
6 января, 2016 - 10:27
Создайте тему на форуме здесь. Мы Вам обязательно поможем! всё решаемо;)
Чингачгук
8 января, 2016 - 02:00
Ржунимагу... Вы обдолбались или по жизни мазохисты ментальные? Если хотите норм музыку делать, норм работать с графикой или fx эффектами, вам не обойтись без ненавистной вами виндой. Если кто то захочет оспорить — приведите в примеры по одной проге на линуксе и по продукту изготовленного на этой проге. А так это балоболство сплошное.
Чингачгук
10 января, 2016 - 09:26
Продолжайте ржать и немочь.
мне и в работе и дома линукс крайне удобен. С работой разгребусь, так и буду по нормальному осваивать музыка делание на линуксе.. Да давно очень делал на фруктах. Сейчас думаю приобрести битвиг студио. Потом буду об этом писать в блоге, чтобы людям было легче. и беспроблемно.
Чингачгук
10 января, 2016 - 22:12
Чтоб людям было легче и беспроблемно, не надо засирать мозг своими фантазиями о написании музыки в программах на линукс. Музыко деланье у вас в сортире происходит. Музыку не делают, музыку пишут. Сделайте одолжение и не отталкивайте начинающих "музыкантов" советуя им писать в прогах на линуксе. Линукс хорош в чем угодно, но только не в играх, графических составляющих ну и естественно музыкальных.
Texnoline
10 января, 2016 - 22:51
1.
Согласен на 100%
2.
Хамство и только у Вас, "уважаемый"!:(
3.
Ну почему же, если некоторые его используют вполне успешно, то они и передают этот опыт начинающим музыкантам!?:)
Чингачгук
10 января, 2016 - 23:08
Ну прошу же, приведите пример удачной музыки в линукс проге (музыки, а не рингтона для нокии 3110) А я извинюсь и возьму свои слова назад!
Texnoline
10 января, 2016 - 23:18
А вам, нужны примеры: плюшек и графических интерфейсов приложения?, или на самом деле эффективность в работе, оптимальность в создании сэмплов?
Можно, более конкретно? А то обсуждать, "географию и цвет" и количество нажатий — на заветную кнопочку "ОК", нет ни желания, не времени, sorry!:)
Чингачгук
10 января, 2016 - 23:27
Я пишу на каком то другом русском? Я же конкретно сказал, покажите мне продукт, готовый продукт, готовый музыкальный продукт созданный на базе линукс приложений.
Texnoline
10 января, 2016 - 23:46
с радостью выложу собственную пост-обработку звука, одной студийной записи, которую создали под Windows!:) Так, пойдет?
Чингачгук
10 января, 2016 - 23:52
Мдэ... видимо другой русский... Я могу выложить пост обработку девятой симфонии, но это же не значит что ее сделали на проге под линукс. Так? Сведение я могу и на андроиде сделать. Кстати, он больше подходит для написания музыки чем линукс. Что странно. Ну да ладно не будем об андроиде. У вас ключевые фразы " Создали под Windows" И это вы говорите о том что не хотите тратить время? lol
Texnoline
11 января, 2016 - 00:04
Музыку написали, авторы у себя в голове, а исполнили в студии, на музыкальных инструментах ручками, где там Windows&Linux? А запись оцифровали на рабочей станции под Windows! А пост-обработку сделал лично я, уже на своем медиа-сервере с низколатентным ядром Linux! Чего непонятного?:)
dk
11 января, 2016 - 00:15
А нельзя ли поподробнее в чем заключалась пост-обработка? И кстати, а (побольшому то счету) нафига низкая латентность кроме как в процессе записи?
UPD
Пардон, никак не вкурю - на ленту они что-ли писали (a la Thunderbeats) что потом отдельно оцифровывать пришлошсь?
Texnoline
11 января, 2016 - 00:07
А в андроиде, что уже Unix-kernel или гибридное ядро Windows? Вы меня удивляете, я уже вас боюсь:)! Там же Linux c верхнем слоем абстраций+ java VM!?
Чингачгук
11 января, 2016 - 00:26
Про андроид... Под него есть приложение от FL которое в разы лучше, разработанных гиками с суровым ворожением лица прог под линукс. И это так, лирическое отступление.
Уговорили, нах музыку написанную на проге под линукс. Облегчу задачу. Назовите мне хоть одну прогу которая умеет хорошо работать с миди, делать нормальное свидение и мастеринг, умеет работать со сторонними плагинами и не падать при запуске двух или трех одновременно, имеет вменяемый микшер без костылей. Вот хотя бы это.
dk
11 января, 2016 - 00:36
В рамках оффтопа (не срача ради, правда интересно) — а что вам лично в Ardourовском микшере то не хватает? Вот с плагинами там закавыка, это да, не поспоришь.
PS А если не брать в расчет плагины — то сведение и мастеринг — это больше звукорежиссер, хорошая комната + хороший аппарат.
PS2 А нормальный миди редактор (из того что щупал руками) имхо только в Cubase/Nuendo — Logicовский (например) на его оне просто отвратен.
Чингачгук
11 января, 2016 - 00:53
Пощупайте микшер в FL 12. Нагрузите его скажем 8 — 15 плагинами обработки (для стерео звучания и инструментов это очень даже скудное количество). А потом проделайте в Ardourо (если найдете столько плагинов). Начиная от падения Ardourо при такой малой нагрузке и кончая качеством звучания сильно проигрывает той же FL. Да, Ardourо на сегодня пока что лучшее что есть на линукс, но не настолько что бы утверждать — профи пишут на линуксе! Я не линукс хэйтер, скорее наоборот.
dk
11 января, 2016 - 01:12
А, ну это не микшер, а работа с плагинами. Кстати а плагины одни и те же были? Например десяток простеньких гейтов и десяток импульсных реверов — это две большие разницы :)
Профи пишут на хорошо препарированной BSD :)
Чингачгук
28 октября, 2016 - 03:50
Да со свистом и 30 плагинов влезет в ардоур. видео посмотрите про ардокр. там и и большее количество можно найти.
Чингачгук
28 октября, 2016 - 03:57
Ну дык как минимум Битвиг работает с миди неплохо, а миксбус для сведения. и то и другое является проф софтом. Ты просто не в теме про наличие музсофта под линукс. Вот и не давай оценки... При этом надо отметить, что даже без запуска виндовых вст можно обойтись спокойно. Под пингвином уже не один десяток нативных вст и всти. Прибавь еще сюда лв2, дсси и стандалоне, получится приличное количество. При этом есть как синты коммерческие и свободные, также плагины для сведения и мастеринга. не считая всяких реверов, делейв и прочего. есть глич2 под линукс, есть плагины от аспекта. Вот если это все суммировать с битвигом и миксбусом, то вполне достойный набор для практически любой задачи. Так что свисти в другом месте.
dk
11 января, 2016 - 00:11
Ну не совсем написание, но зато пример из жизни. Год 2008-2009й. Товарищ халтурил поканальной записью концертов — соответственно ноут + одна-две(по обстоятельствам) внешние звуковухи. Под win синхрон каналов слетал стабильно где-то через час времени. Linux (емнип Ubuntu) + Wine\Reaper — работало как часы, пока место на жестком есть. (Собственно на Reaper меня этот же товарищ и навел)
Чингачгук
11 января, 2016 - 00:31
Вы привели пример решения конкретной задачи, конкретной программой. Я же говорю о том комплексе которым располагает FL studio и Cubbase. Мне же что бы написать трек на винде или на маке нужна только одна программа с родными плагинами, вам же сборная солянка прог для линукса. И речь идет не о склейки семплов в кусок музыки, я говорю о синтезаторах, микшерах и прочих вкусностях (не цветных кнопочках и прочей мишуре. Это так, чтоб не придрались).
dk
11 января, 2016 - 00:45
А мне сложно говорить об абстрактных задачах — "нельзя ли поконкретнее, о повелитель снов?" :)
За FL спорить не буду — мне сложно воспринимать ее как полноценную DAW когда на одной дорожке могут быть и паттерны, и миди и аудио. Имхо — был хороший секвенсор, а получилось Nero.
И вам этого хватало? Мне все равно плагины отдельные нужны. (ну например — есть ли где в природе встроенный семплер под барабаны лучше чем Battery? Именно семплер, ромплеры a la EazyDrummer в расчет не берем). Так что, нужность "кучи программ" для меня не непривычна. Хотя иногда среди кучи родных бывают и полезные. Хотя у меня больше гаражники всякие, а не электронщина.
Чингачгук
11 января, 2016 - 00:59
Да, спорить не буду, для полной "конфетки" встроенными иногда трудно сделать то что хочется, но все же возможно. А вот в линукс программах, сторонние плагины это необходимость. Повторюсь посмотрите на новый FL.
dk
11 января, 2016 - 01:20
Ну не знаю — аналога plate reverb из CSR Reverb я так и не находил (да он сейчас есть в T-Rex, но уж больно этот T-Rex падуч). Да и room с hallом там были отличные.
Найдите DAW комплектующуюся VSTi хаммонд органа лучше NI B4/ (да в 10м logic есть вполне приличный, но B4 лучше, по крайней мере на мой субьективный). Вобщем не знаю — в моем случае сторонние плагины это необходимость в любом случае. Да и пусть каждая программа делает одну свою задачу, зато хорошо.
У меня сейчас Logic без вариантов. Но не смотря на свои недостатки (отвратный миди редактор. Вернее ничего, на общем фоне, но после Cubase/Nuendo — отвратный), у него есть и свои достоинства (например самая удобная работа с дублями из всего что видел)
Texnoline
11 января, 2016 - 00:51
комплекс — это больше одной программы, или я чего-то не понимаю?:)
Я рад, честно за ВАС! Правда, что вам удается делать, качественно то, что Вы делаете!
я написал про пост-обработку того, что вышло из "недр" виндовой машины в студии! Не могу спорить, что это еще зависит от взглядов и рук звукоинженера, в данной студии...:)
Ну если адекватно говорить, то и здесь (не ради красноглазия и криков Linux полное г*вно, а Windows — наше всё...) каждый выбирает под себя и для себя, также как и девушку, и флаг и Веру...
Чингачгук
11 января, 2016 - 01:01
Нет, комплекс в данном случае это то что умеет программа. А не как в линукс для семплов одна, сохраняем открываем другую, потом сохраняем и микшируем куски в третьей.
dk
11 января, 2016 - 01:07
А Rewire вы не пользуете вообще? А штука между прочим очень даже удобная — нужен (допустим) звук конкретного синта из Reason, а драм-машину удобнее набить в том же FL — замечатьельно, подрубаем все по Rewire и работаем как белые люди в Cubase/Nuendo (ну это если под win). Так что идеология "для семплов одна, сохраняем открываем другую, потом сохраняем и микшируем куски в третьей." — это не чисто линуксовая специфика.
Чингачгук
28 октября, 2016 - 00:29
Под линью есть битвиг, миксбус — чем не проф проги? также есть синты от Ю-ХЕ и еще ряд синтов. Через карлу заводится массив, контакт и работают без нареканий, а также еще куча коммерческих синтов и плагинов, включая и фабфильтр. Конкретный пример искать надо, я как-то прослушивал музыку написанную чисто на линукс, но не ставлю целью слушать только то, что на линукс написано. Дело в том, что уже сейчас есть возможность, при наличии такого софта, писать качественные вещи и сводить их, а то, что я не знаю и не ищу такие вещи, то это дело десятое. Но факт остается фактом, что писать на уровне можно. Также под линью можно делать 3д графику и анимацию, рендерить ее. Также есть художники и дизайнеры использующие гимп, криту, инкскейп и тд. при этом у них вполне хорошие работы. Помимо этого на лине делали видео-рекламу. Как правило конечно европейцы и америкацы. честно, ссылки не сохранял на все это, прочитал/послушал/посмотрел и забыл. А наши только и умеют гундеть, да плюваться. Понаставят крякнутый софт и пальцы гнут.
Чингачгук
24 октября, 2017 - 18:53
У меня нервов не хватит на винде сидеть.
Поставил десятку понял, что детише гейтса уже не торт.
pomodor
24 октября, 2017 - 18:57
Ну, это не совсем детище Гейтса. Тот давно свалил, да еще активно сливает акции Microsoft. Это злой индус испортил Windows своей телеметрией, рекламой и слежкой. До Windows XP и Windows 7 были неплохими системами (если не брать в расчет их проприетарность).
Чингачгук
11 января, 2016 - 01:14
Вы упустили суть спора и свели все в WIN v.s. NIX. Я высказал критику к статье. Нельзя написать качественную цепляющую музыку используя лишь линукс. Зачем чесать левое ухо правой рукой? В написании музыки на линуксе гемора в разы больше чем пользы. Не ищите легких путей? Ну ок, но только не надо утверждать что все можно сделать на линуксе. Как бы и мне не было обидно от осознания этого, но он далеко не гибок и многогранен как этого хотелось бы.
dk
11 января, 2016 - 01:23
Повторюсь — это все таки это зависит от задачи и условий. Например "качественная цепляющая музыка" это может быть и Гендель, и Rolling Stones, и Dead Can Dance. и Burzum, особенно Hliðskjálf :)
Чингачгук
11 января, 2016 - 01:27
Согласен вкусы разные. Но ни один из музыкантов мирового уровня не использует линукс в роли базы для своего творчества. Могу ошибаться, и если таковые имеются прошу в студию как говориться.
Чингачгук
11 января, 2016 - 01:35
И это аргумент в пользу того, что Linux не годится для музицирования? Этот факт говорит только о том, что и среди музыкантов линуксоидов 1% и больше ни о чем. Кстати, с Linux их творчество могло бы выйти на новый уровень, ведь выход из зоны комфорта всегда мобилизует.
Чингачгук
11 января, 2016 - 10:27
Большего бреда я еще не слышал. А теперь пораскинь мозгами и ответь. Если так мало музыкантов на линукс, значит есть тому причина? И не надо говорить о плохой рекламе линукса или всемирном заговоре форточек. Ответ тут прост. Линукс не годится для ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО написания музыки.
С линукс их творчество могла бы выйти на новый уровень? От этих слов я долго смеялся. На какой новый уровень? На уровень гаражного исполнителя? Так это скорее упасть на дно в своем сегменте. Весь твой пост похож на известные слова про свой блэк джек, казино и шлюх. Но стоит ли делать колесо с костылями если есть готовый отличный продукт под форточки и яблоко?
P/S. Вы так и не дали пример музыкантов которые творят на линуксе. А значит вывод очевиден.
Чингачгук
11 января, 2016 - 10:59
ну и топай отсюда
Тут речь не о том что лучше, а о том что и под Линуксом можно вполне заниматься "профессионально" музыкой. Как будто всем студиям звукозаписи дали сигнал срочно переходить на Линукс. Для домашнего полу профессионального использования годная вещь. Дальше будет больше.
Чингачгук
11 января, 2016 - 11:47
Ну да можно заниматься под линуксом музыкой, для деревенских нога — рука дрыгалок в одну моно колонку или для рингтонов полифонических на старые трубки. А для более менее серьезного занятия музыкой только линукс ни катит абсолютно! И я продолжаю говорить , что статья автора про проф музыку на линукс просто чес или бред обдолбанного линукс фанатика. Докажите обратное! Трудно? Нет не трудно, просто это невозможно!
comrade
11 января, 2016 - 12:10
Вообще-то статья очень объективная. Реальный опыт человека.
Вы к ней практически ничего не добавили, и не опровергли по существу.
Написали кучу одинаковых комментариев – "докажите, да докажите..."
Перечитайте статью!
Если считаете, что это враньё, конструктивно опровергните.
А бессмысленный флуд будем дальше удалять.
dk
12 января, 2016 - 00:40
Iggy && The Stooges, Love — а что, далеко не самый уровень. Вы покруче Игги нашего Попа? Иосиф Давыдович/Алла Борисовна, залогиньтесь :)
Чингачгук
4 сентября, 2017 - 12:57
Музыка не пишется на линуксе. Музыку пишут в специализированных программах, а они есть под линукс. Например: Битвиг, плагины U-He. А значит, что не важно на какой системе установлена Зебра и Битвиг, миксбус — возможности программ одинаковые.
Вся музыка сделаная в битвиг при помощи Зебры и других Ю-хе плагинов может быть показателем возможности и качества произведенного продукта на данных плагинах, а следовательно можно сказать, что имея данные ДАВ и набор плагинов можно писать музыку и под линукс не уступая по качеству. И не надо выискивать исполнителей на линукс — это показатель не качества, а предпочтений. А вот наличие кросплатформенного софта проф уровня говорит о том, что используя одинаковые программы на разных платформах мы получим схожий результат.
Так что писать на линуксе можно. И, я думаю, что хороший музыкант и звук реж на линуксе, даже на свободном софте, сделает запись с хорошим качеством в отличии от говнарей-продюссеров на крякнутых проф. прогах на винде.
Еще вопросы?
dk
12 января, 2016 - 00:45
Ну список я привел не заради того, чтобы диаметром вкусов померяться, а как пример диаметрально разных задач — акадамический оркестр (да у Генделя еще много чего было, но оркестровое мне вспоминается первым), классическая рок-н-ролльная команда из тех что умеют играть вживую с первого дубля, команда студийная (dead can dance — хотя и вживую они божественны) и чисто электронный проект ("тюремные" альбомы, "типа эмбиент" на одном синтезаторе). Вопрос в задаче, а средства подбираются в соответствии.
UPD Для порядка уточню - Rolling - имелись ввиду совсем ранние времен Берриевской Carol, Satisfaction итд. Хотя (судя по лайвам) они и сейчас на достойную запись "с одного дубля№ способны.
Чингачгук
24 октября, 2017 - 19:08
Думаю музыканты мирового уровня вообще компьютер не используют.
Во-первых они достаточно талантливы чтоб добиться нужного результат даже просто акустической гитарой, если понадобится (это как для того чтобы рисовать на компьютере надо уметь рисовать)
Во-вторых они работают в профессиональных студиях и это совсем другая история.
Не думаю, что какая-нибудь леди Гага сидит и сводит дорожки на макбуке :D
pomodor
24 октября, 2017 - 20:18
Хорошо, что тему компа и музыки подняли. Давно хочу спросить у экспертов. Вот гитаристка Тина... Кажется, что гениально играет. Но пальцы двигаются медленнее темпа композиции. Как думаете, уважаемые эксперты Либератума, сама играет или сначала на компе запилили фанеру, а гитаристка Тина только изображает творческий процесс?
Чингачгук
11 января, 2016 - 12:40
Да удаляйте и линуксдрочте и дальше говномузыку на недопрограммах. И то что 99.9 % музыкантов предпочитают Win и Mac для написания своей музыки, говорит само за себя и говорит как опровержение данной статьи. Продолжайте фапать и дальше на урезанные по функционалу проги в линукс. Как я и говорил, если вы утверждаете обратное — вы убоги!
Удалите мои посты и подтвердите мою правоту и свою слабость и трусость к принятию правды и очевидности.
comrade
11 января, 2016 - 13:20
Вряд ли принятие правды и очевидности являются слабостью и трусостью.
И есть такое понятие, как "конструктивная дискуссия".
А аргумент в сторону оппонентов – "убогие дрочеры" – не очень убедителен (скорее показывает, что нет нормальных аргументов;-)
Из Вашего последнего крика души можно понять, что жизнь Вам не мила, но "самоубиться" Вы не можете, и требуете "эвтаназии".
Ну что же, мы тут люди прогрессивные — эвтаназия, так эвтаназия... (-;
Чингачгук
28 октября, 2016 - 00:34
ты на свою музыку кинь ссылки, на ту, которую ты в винде профессионально делаешь.
Чингачгук
11 января, 2016 - 14:47
чем плох bitwig studio?
Чингачгук
11 января, 2016 - 14:58
===Стёрто модератором===
(за унылость)
jtad
11 января, 2016 - 15:22
ну успокойся уже, блин — ну пускай все крутые музыканты пишут под виндой и маком. Это что делает их лучше, а линукс хуже? Столько дерьма на эстраде, в новоявленной музыке постоянно угадываешь отрвыки из уже существующих старых мелодий, все какие-то делают ремиксы — плагиат и воровство как и везде. Известные музыканты имеют суперсофт, это не мешает им творить херню, далеко не каждое произведение не то что отличное, а просто хорошее. Бетховен создавал глухим свои шедевры. Гении программирования пользовались каким-нибудь задрипаным редактором. Перефразируя известную пословицу — не софт красит человека.
Чингачгук
11 января, 2016 - 19:23
плюс 5, прям в точку сказал!
С такими успехом можно утверждать(как автор холивара коментов выше)
Вы лохи и не кода не напишете хорошую профессиональную программу использую банальный блокнот — потому что в убогом текстовом редакторе программы не пишут!
Ну идиот болезный что тут скажешь?
ЗЫ: утрировано высказался — ну как то так, суть думаю донёс;)
Чингачгук
29 марта, 2016 - 23:32
Отличная статья! Подскажите, пожалуйста, какой софт можно использовать под линукс в качестве кроссовера?
Нужен, фактически, "винамп", но с 8 канальным выходом, фильтрами высоких порядков, с регулируемыми задержками. В скором времени предстоит сводить 4 полоски.
Чтобы был интуитивно понятный интерфейс, сохранялись настройки (а то при новом старте раз — и на пищалку йдёт нефильрованный сигнал, а не хотелось бы, мюндорфы дорогие и продаются парами).
Чингачгук
24 мая, 2018 - 20:24
Ardour - наше всё. А там уже см. плагины по обстоятельствам. Те же Glame Highpass / Lowpass.
Чингачгук
18 июня, 2017 - 22:04
Говно линукс звук. Карта не коннектится, дрова не встают. Редактора нормального многодорожечного нет (аналога эдаб аудишн). Что за хохлосрач? Ясно же, что линукс не для музыки. Зачем весь этот мазохизм?
pomodor
18 июня, 2017 - 22:12
Плохому музыканту
яйцаLinux мешает. Audition школьнику подавай, не меньше. ;)Чингачгук
30 августа, 2017 - 18:51
Я музыкант-любитель с 20-летним опытом, 8 лет на Linux, 3 года записываю на нём же музыку (фолк-рок) в составе нескольких групп. Добавлю свои 5 копеек:
1. Лучший дистрибутив для музыканта — это обычный Debian Stable с подключенным репозиторием KXStudio. Нет ничего важнее стабильности системы, на которой работаете!
2. Ardour — великолепная штука, но ещё в начале этого года содержал некоторые досадные баги, этой весной, благодаря моим багрепортам, благополучно исправленные. Если встречаетесь с проблемами — постите багрепорты, товарищи! Проблемы реально исправляют, проверено. За бинарник Ardour'а можно платить ежемесячно $1 (просто выбирайте, что вы живёте в стране третьего мира), или разово за каждое скачивание (по моему $10).
2. Никто не упомянул про шикарнейший бесплатный набор плагинов Calf Studiogear. В нём есть практически всё, что нужно для профессиональной записи. Ещё из отличных плагинов есть TAL, dRowAudio, Invada, MDA. Наиболее распространённые форматы плагинов под Linux — LV2 и LADSPA. Есть и VST, но нужны, разумеется, именно Linux сборки.
3. Про софт-синтез много сказать не могу — это не моя сфера. Но из того что натыкался, прежде всего, это Bristol. Это весьма качественный полностью бесплатный эмулятор 40 (!) старых классических синтезаторов: имеются практически все Moog'и, Oberheim'ы, ARP, Korg, Hammond, Rhodes, Crumar и др. Для синтеза пианино/рояля есть хороший (платный) плагин от Pianoteq, или бесплатный GIG саундфонт Maestro Concert Grand от Mats Helgesson. GIG саундфонты загружаются в LinuxSampler. Ещё существует просто невероятного качества синтезатор акустического органа Aeolus (можно самому крутить все регистры!). Вообще плагинов и прог для синтеза море, и все бесплатные.
4. Аналоги Melodyne под Linux есть, тоже, разумеется, бесплатные. Один называется AutoTalent, другой Zita AT1 (версия в виде плагина есть в составе x42 plugins). Качество обработки похуже, чему в мелодайна, но да — некоторую фальшь поправить таки можно. Только не лучше ли просто перезаписать заново и склеить из нескольих дублей?
Чингачгук
1 сентября, 2017 - 12:59
Да, может никто не упоминал, в чём же главное преимущество Linux перед Windows: он попусту не трещит винтом. Появился рабочий стол — сразу тишина. Всё, можно работать. Программа показала своё окно — сразу тишина, можно работать. Как на MS-DOS или Windows 3.11 в старые времена. И это даже с довольно тяжёлыми современными графическими оболочками типа Gnome 3 или KDE! Даже если у вас мощный комп, это ведь не значит, что скорость нужно расходовать попусту. Особенно если речь идёт о звукозаписи с одновременным воспроизведением десятка дорожек и суммарно двадцати-тридцати плагинов. Тут и говорить нечего — Linux выигрывает.
Texnoline
2 сентября, 2017 - 23:16
Милейший, а может у вас проблема с самим винтом? На дворе 2017, надо уже как-то переходит на SSD:)
у меня на TR-DOSe (клон ZX-Spectrum — Pentagon 128) не трещал megadrive 1МБ-ный, ибо там был древний набор логики в алюминиевом корпусе, от какого-то Panasonic(a)!:) Отец был в командировке в Латвии и привез мне в 1994 году, сие чудо японской мысли...типа, как сегодняшний SSD-ник, помню как Elite почти мгновенно запускалась по сравнению с 5-ти дюймовой дискетой, которые сейчас школьникам по ТВ и на youtube показывают как реликвии...
комп не Формула I, тут важны ресурсы и производительность:)
Чингачгук
3 сентября, 2017 - 15:54
Не проблема с винтом. Речь шла о вообще о мигании лампочки HDD. Винда гоняет кучу ненужных и зачастую очень тяжеловесных сервисов (похоже написанных на всяких .NET-ах), которые без конца обращаются к диску. Отсюда и треск. На SSD будет просто мигание лампочки, но тормоза всё равно будут почти те же. В итоге я перешёл на Linux много лет назад, разобрался как с ним работать и настраивать, и с тех пор доволен как слон. Всё работает тихо и быстро. Только часто скучаю, что всё слишком хорошо работает и ничего не надо настраивать. Иной раз так и тянет хотя бы desktop manager сменить, чтоб хоть с чем-то повозиться.
Чингачгук
3 сентября, 2017 - 16:02
Кстати, сам начинал со Micro-88 (прибалтийского производства), а потом быстро пересел на ZX-Spectrum, сначала 48, потом и 128. Воспоминания незыбваемые! На нём же попробовал написать первую музыку, сначала в Wham Music Box, потом в каком-то трекере (точно не помню уже как назывался). Жалко музыка не сохранилась!
Чингачгук
1 сентября, 2017 - 13:31
И ещё: действительно, перед покупкой звукового интерфейса, проверьте на сайте ALSA, работает ли он под Linux.
Я пользуюсь Focusrite Scarlett (для записи на нетбуке) и Echo MIA (для микширования) — у обоих прекрасная поддержка Linux. Никакие драйвера ставить не надо (в Linux вообще всё либо работает сразу, либо не работает вообще), однако для Echo MIA нужно установить дополнительный пакет alsa-firmware из репозитория KXStudio (как альтернатива, его можно собрать вручную, скачав с сайта ALSA, это не слишком сложно). Для Echo MIA есть отдельная прога-микшер, в Debian она идёт в составе пакета alsa-tools-gui.
Ещё у меня был опыт использования карты Asus Xonar D1 (работает превосходно) и старенькой Creative Professional E-MU 1212M PCI (не PCIe). E-MU работала неполноценно — не было поддержки частот свыше 48 кГц, и не было возможности использовать realtime фильтры сигнала, но для обыкновенной звукозаписи её можно было использовать.
В составе alsa-tools-gui ещё идут микшеры для карт Envy24 (ice1712), HDA Intel, Hammerfall HDSP, RME Digi32 и Digi96. Из чего заключаю, что они тоже работают хорошо под Linux. Ещё люди на форуме Ardour'а упоминали Tascam us16x08, что тоже работает хорошо. Это просто так, навскидку, подробнее обязательно смотрите на сайте ALSA в разделе SoundCards.
Texnoline
2 сентября, 2017 - 23:20
риалтайм, поддерживает само ядро, если оно lowlatency, а также ЦАП звуковух и никакими драйверами его в реальное время не вытащить — это маркетинговая чушь производителей, так глубоко осела в мозги покупателей, также как "теплый ламповый звук"!:)
Чингачгук
3 сентября, 2017 - 15:57
Вот речь и шла о том, что Linux драйвер не мог использовать ЦАП звуковухи. На винде к дровам прилагалась прога E-Mu Mixer, в которой была возможность сделать сложный роутинг сигнала, с добавлением разной обработки, и всё это делалось прямо в ЦАП.
Чингачгук
31 марта, 2019 - 20:37
Как бы Audacity позволяет подключить практически любые плагины в т.ч. VST и обработать звук ими. Кроме этого он поддерживает пачку звуковых серверов, тот же jack и может импортировать/экспортировать в любой формат. Поэтому сравнивать его со звукозаписью в Windows - это какая-то глупость.
Texnoline
4 июля, 2020 - 06:37
чего, это какие—то танцы с "сексом" заниматься звуком в Вантузе!? Или Ubuntu Studio/Debian, или если бюджет позволяет OS X(можно даже и Хакинтош собрать, если прямые руки и время есть).
Чингачгук
6 января, 2020 - 17:39
Я тоже что только не перебросал и Linux и Mac OS короче все системы daw остановился на pro tools на Windows 10, сам русифицировал прогу даже ))) плюс kontact
Арт Хопер.
2 июля, 2020 - 20:43
Разочарован текстом про Линукс. Будем продолжать творить в 7 -музыку и графику.
Тем более, что комп старый 2 ГГ - но пашет в 7...А тут с Линуксом разбираться - их сотни типов и ни одной нормальной проги типаи Фотошопа или Reapper, похоже Линукс - та же мафия, для загона потребителей в Майкрософт
Texnoline
4 июля, 2020 - 06:29
Ubuntu Studio версий— 12.04 и до 14.04 , или Debian 10, скачиваете с оф.репозитория low latency ядро, если надо поднять реалтайм в обработке звука, плюс много "плюшек" можно найти в сети для монтажа звука, даже использовать лицензионные приложения, было бы желание...
Комментировать