Создание технополиса в Сколково Московской области стало, пожалуй, одной из наиболее обсуждаемых тем на прошедшем в конце минувшей недели Петербургском международном экономическом форуме 2010 (ПМЭФ). В частности, в рамках мероприятия были утверждены новые члены Попечительского совета «Сколково», возглавил который Дмитрий Медведев. Преимущественно все с оптимизмом смотрят на будущее технолополиса, однако изредка высказывается и противоположное мнение.
В ходе брифинга «Технополис – город инноваций», состоявшегося 19 июня 2010 года в рамках ПМЭФ, Виктор Вексельберг, президент НО Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, рассказал, что уже существует понимание того, какими должны быть составляющие технополиса. В частности, должна присутствовать академическая наука – в виде филиалов вузов, также – исследовательские центры, учебно-исследовательский центр, что, в сущности, является базовым элементом технолоплиса. Кроме того, должны быть и представительства компаний, которые уже зарекомендовали себя на рынке, которые тратят время и ресурсы на разработку реальных проектов и технологий. Обязательно должен быть создан бизнес-инкубатор.
Однако, как рассказал г-н Вексельберг, даже изучение различного опыта создания технополисов в других странах не дало полного понимания того, что именно позволяет проектам становиться успешными: «Как оказалось, крупные экономики с интересом следят за решением вопроса, каким путем переводить экономику на инновационные рельсы. Задача не сводится к утилитарному строительству совокупности офисов, лабораторий и так далее. Вопрос в том, как реально сделать так, чтобы проект заработал. Необходимо, чтобы был создан климат и среда, которые позволят реализовать процесс от идеи до коммерции и воплощения в рынок, но пока никто не дал точного рецепта. Это интересная и сложна проблема. Я решил, что ключевой принцип при формировании нашего технополиса должен быть таким: глаза соучастников работы должны гореть светом веры в светлое будущее такого проекта».
Крейг Барретт, председатель совета директоров Intel, отметил, что идя сама по себе прекрасна, однако одного примера мало – особенно с учетом того, что Россия недостаточно представлена в области создания бизнеса и предпринимательства. Кроме того, по его мнению, пройдет несколько лет до того момента пока будет создана инфраструктура проекта, так что пока необходимо не ждать, а работать в виртуальной среде.
Анатолий Чубайс, генеральный директор РОСНАНО отметил, что важно понять, зачем реализуется этот проект, так как уже есть инкубаторы, технопарки: «Ответ прост: то, что категорически необходимо стране, чтобы всерьез двигаться к модернизации, это получение нового качества, которого нет ни в технопарках, ни в наукоградах и так далее. Так что сконцентрироваться ресурсы, чтобы создать прорыв в новое качество, – это здравое решение».
Александр Галицкий, управляющий фондом «Алмаз кэпитал партнерс», который предложил создать в Сколково бизнес-инкубатор для облачного программирования, вложив свои деньги в создание и привлекая инвесторов, вошел в Попечительский Совет Сколково. «Я верю, что в России есть инновации, есть хорошие знания и талантливые люди, - прокомментировал он свой интерес к проекту. – Они уже накоплены и копятся до сих пор в университетах. Проблема в том, что на мировой арене мало наших компаний, хотя примеры и есть – можно использовать опыт этих людей, кооперируясь с ними. Основной проблемой для развития бизнеса в России является то, что создание самой идеи сейчас занимает лишь 20 – максимум 40 % от затрат на открытие компании. Остальное время и силы надо потратить на создание продукта, вывод его на рынок и создание бизнеса. В России всегда делали единичные образцы, а продукты «выстраивать» не умели. «Сколково» позволяет интегрировать мировой опыт и российские идеи, чтобы вывести наши продукты вперед. Если российские и зарубежные лидеры создадут комплементарные разработки, они помогут сформировать новое поколение людей, умеющих создавать продукты и выводить их на рынок. Наши партнеры и государство вместе смогут построить это. Мы хотели делать это и без государства, но случилось «Сколково» – и это хорошо».
Эско Ахо, исполнительный вице-президент Nokia, которая уже приняла решение об участии в проекте, пояснил, что в «Сколково» будет создан центр российской исследовательской сети компании: «Россия предлагает программу близкую нам по идеологии. Мы видим в этом проекте возможность создания новой среды для развития новых направлений. «Сколково» будет точкой приложения сил, которая объединит усилия в России, это будет витрина, на которой мы увидим что-то новое. При этом мы готовы терпеливо ждать отдаленных результатов».
Ректор MIT (Массачусетского технологического института) Рафаэль Райф так прокомментировал потенциал проекта: «Мы давно являемся поклонниками российских достижений в науке и техники – у России есть большие планы в отношении инноваций. Потенциал проекта большой, и мы пытаемся понять, в каком виде можем участвовать в этом, чтобы не потеряться и не отстать. Мы увидели, что научный и образовательный потенциал России просто огромен, и важно активизировать на практике научный потенциал, приблизить знания к рынку».
Отметим, что наибольшие сомнения в перспективах «Сколково» связаны с ожиданием результатов в скором времени. Так, один из участников схожего проекта во Франции пояснил, что «самая большая опасность – требование результатов через два года, так как уже реализованные проекты давали результаты через 20-40 лет». Это связано с тем, что придется менять и менталитет, культуру российской стороны.
Успешность таки проектов, как Силиконовая долина участники дискуссия связывают, в том числе, и с тем, что в ней представлены все стороны возможного партнерства – генерирующие идею специалисты, компании, готовые реализовать проект в промышленных масштабах, и те, кто может вывести продукт на рынок. Реализовать же такую экосистему за короткий срок и в добровольно-принудительном порядке довольно сложно.
Виктор Вексельберг поделился своим восприятием проблемы: «У меня двойственное чувство. С одной стороны – звездный ряд руководителей и научных работников принял предложение сотрудничества с проектом. С другой стороны, это наложит серьезные обязательства – соответствовать ожиданиям всегда тяжело. Главное, что мы не строим иллюзий по поводу того, какую роль будут играть крупные компании на старте этих проектов. У крупных компаний есть двойственная мотивация. Они, приходя со своими центрами R&D, продвигают свои товары, пользуются ресурсами, но это выгодно и им, и нам. Выгодно у них учиться, выгодно, чтобы они поделились знаниями. Такая среда должна вырастить собственных предпринимателей и руководителей. Лозунг «даешь каждый год по Гуглу» мы вряд ли сможем повесть, но очень бы хотелось». Как пояснили позже, успешность «Сколково» предполагается оценивать по количеству выданных его участникам патентов.
Виктор Вексельберг также рассказал о том, что будет сделано в рамках проекта в Сколково уже в этом году. Так, к концу года Фонд станет реальным владельцем земли. Параллельно идет подготовка предложения по строительству инфраструктуры – и транспортной, и энергетической. Также в ближайшее время (в июле) будет проведен тендер по выбору организации, связанной с подготовкой и разработкой архитектурной концепции. Так что в начале следующего года планируется приступить к строительству. «Параллельно выстраиваем взаимоотношения с ключевыми партнерами, - добавил г-н Вексельберг. – Кроме того, идет работа по созданию инкубатора, выработке правил рассмотрения проектов-участников. Но в любом случае надо набраться терпения, не ждать скоропалительных результатов». Отбор проектов-участников технополиса стартует осенью текущего года.
Что касается механизма привлечения научного сообщества, то в качестве наиболее очевидного формата планируется использовать создание учебно-образовательного центра, где будут представлены различные факультеты, список которых уже определен. Для каждого из факультетов будет выбран базовый партнер из учебных заведений, которые совместно с иностранным партнером реализуют программу по подготовке специалистов. Причем будет только магистратура и аспирантура, но с очень активной исследовательской частью. На данный момент уже есть партнеры, заинтересовавшиеся этим – в том числе и зарубежные университеты.
Президентом попечительского Совета «Сколково» стал Президент РФ Дмитрий Медведев. Новыми членами – вице-премьер Сергей Собянин, первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков, помощник президента Аркадий Дворкович, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, главы Минэкономразвития и Минобрнауки Эльвира Набиуллина, Андрей Фурсенко, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник, глава ВЭБ Владимир Дмитриев и президент РАН Юрий Осипов. Также в состав Совета было предложено включить Вагита Алекперова, президента компании «ЛУКОЙЛ», ректора МГТУ им.Баумана Анатолия Александрова, управляющего фондом «Алмаз кэпитал партнерс» Александра Галицкого, Михаила Ковальчука, директора Курчатовского института, руководителя компании «Сименс» Питера Лешера, председателя совета директоров Nokia Йерму Оллилу, гендиректора компании «СУЭК» Владимира Рашевского, главу компании «Сиско» Джона Чемберса, главу Роснано Анатолия Чубайса, главу Google Эрика Шмидта.
«самая большая опасность – требование результатов через два года, так как уже реализованные проекты давали результаты через 20-40 лет»
Что- то мне подсказывает- с такой постановкой дел не доживем мы до этого "светлого будущего".Может наши дети к своей пенсии дотянут...
С другой стороны, если это будут реальные научные исследования, то меньше чем за 5-10 лет их не сделать. А если это будут работы однодневки, но на кой создавать такое чудо (такое смогут и лаборатории при заводах)?
Глупо полагать, что вражеские страны и корпорации поделятся своими технологиями.
Надо выявлять и переманивать оттуда конкретных специалистов (с их багажом знаний;-).
И у нас находить людей, которые ещё в курсе дела или способны быстро (при необходимой помощи государства) на основе своих предыдущих знаний и опыта, догнать "уходящий поезд".
Ну и мОлодеж, мОлодеж привлекать к делу, конечно! :-)))
А никто и не полагает. Мы их просто украдем. Как Китай. Если, кончено, действительно захотим чего-то добиться. Пока же здесь один пафос. Впрочим, как и всегда. Великая Держава же.
Рано. Еще у себя в стране не все разворовали.