Пиратский сундук на базе OpenWRT
Этой зимой на улицах больших городов стали появляться таинственные люди с пиратскими сундуками.
Эти портфели и саквояжи — писк хайтековской моды, тренд времени и указательная стрелка эпохи. В их внешней допотопности — острая современность. В их мрачном виде — яркое ощущение игры.
Внутри портфеля скрыты: роутер, USB-флеш-драйв и источник питания от Energizer. На флеш-драйве файлы для всеобщего доступа. Портфель с черепом, или PirateBox, или Пиратский сундук, создаёт вокруг себя беспроводную сеть. Любой браузер на любом устройстве, запущенный в пределах этой сети, автоматически перенаправляется на заглавную страницу Пиратского сундука. Доступ к файлам открыт для всех, и анонимность гарантирована. Чёрный пиратский портфель, вокруг которого кругами расходится мобильная и общедоступная сеть, придумал доцент Школы искусств Нью-Йоркского университета Дэвид Дартс.
Историю моих личных отношений с Пиратским сундуком я рассказал в Новой газете. Но интервью с Кристианой Рюттен, немецким экспертом в области компьютеров и сетей, которая усовершенствовала Сундук, в полном виде в ту публикацию не вошло. А она там говорит интересные вещи!
— Как получилось, что ты стала одной из создательниц Пиратского сундука? Это было предложение Дэвида Дартса или твоя личная инициатива? В чём идея твоей разработки mkPirateBox, что нового вносит mk в PirateBox и что означают буквы mk? Как ты думаешь, для кого создан Пиратский сундук? Кто он, типичный пользователь этой штуки?
— Я наткнулась на Пиратский сундук в конце января, когда в Твиттере появились первые упоминания о проекте. Я тут же поняла, что идея найдёт большой отклик в Сети. Дэвид Дартс простейшими средствами создал соблазнительный синтез из эстетики и политической декларации. Пиратский сундук вынимает технологию P2P из рук провайдеров и отдаёт её в руки общества. Ещё мне показалось ужасно интересным таким образом вступить в контакт с другими обитателями моего анонимного берлинского двора.
Первая конструкция, созданная Дэвидом, состояла из Wi-Fi-роутера и мини-веб-сервера, установленного на взломанной хакерскими методами док-станции. Первым моим ощущением было, что от док-станции можно отказаться, если поставить веб-сервер прямо на роутер. У меня дома всегда есть целая куча роутеров с USB 2.0, так что я смогла тут же проверить эту мысль на практике.
Поскольку не совсем тривиальные шаги, которые нужно предпринять, чтобы установить Пиратский сундук на OpenWRT, всегда одинаковы, я упаковала всю последовательность действий в маленькую оболочку — скрипт под названием mkPirateBox.sh. Скрипт освобождает самодельщика от того, чтобы всё делать вручную.
Скрипт через некоторое время превратился в инсталляционный пакет, который более чисто, чем скрипт, интегрирует Пиратский сундук в систему на OpenWRT. Но идея mkPirateBox осталась прежней: единственной трудностью для пользователя остаётся установка OpenWRT, а инсталляция самого Пиратского сундука не требует каких-либо технических навыков.
Дэвид тут же процитировал мой твит о mkPirateBox.sh в своём Твиттере и попробовал мой скрипт в работе. В этой связи у нас возникла с ним оживлённая переписка о философии и технике проекта и его будущем развитии. Дэвид, как и я, убеждён в том, что mkPirateBox сильно упрощает жизнь пользователя. Сегодня это часть официальной инструкции в его Вики по созданию Пиратского сундука, версия 2.0.
Старую инструкцию можно сейчас всё ещё увидеть на странице DIY. Можешь как-нибудь сравнить.
— Ты не могла бы подробней рассказать о себе? То, что ты эксперт в области компьютеров, я уже знаю... но что-то ещё! Где ты училась? В каком городе живёшь? Чем ты занимаешься, когда не работаешь над Пиратским сундуком? Я имею в виду другие твои проекты.
— Обращению с компьютерами я научила сама себя. Это у меня началось в конце 80-х с великолепного руководства для пользователя, которое прилагалось к компьютеру Commodore C64. Эта книга восхищает меня до сих пор. Не успеваешь заметить, как от элементарных строчек на BASIC переходишь к совершенно улётному программированию железа, графического или звукового чипа.
Потом последовала Amiga, а в 1998 году мой первый PC. С Windows я вытерпела 3 месяца и потом перешла на Linux. Потом я открыла для себя Manpages, и это было одним из самых лучших моих переживаний: оказывается, мир полон людей, которые хотят, чтобы другие люди научились обращаться с компьютерами! Прибавь сюда доступность интернета и оживлённое общение с другими людьми, которые так же, как и я, были восхищены компьютерами. Учиться и учить доставляет мне удовольствие.
После университета я уже пять лет работаю техническим редактором в журнальном издательстве heise. Пишу в основном для компьютерного журнала c't и для heise Security. Сейчас я работаю над моим собственным новым проектом в рамках издательства. Часть работы я могу делать, не выходя из дома. Я переехала в Берлин, но каждую неделю на 3 дня возвращаюсь поездом в Ганновер. Берлин великолепен: молод, исполнен вдохновения, способен к восторгу и насыщен людьми, которые воспринимают окружающую их среду как нечто такое, что можно создавать собственными усилиями. И они её творят.
В своё время в Ганновере я много времени занималась локальными сетями: перезаливала прошивки роутеров и меняла им конфигурацию, делала антенны, соединяла людей в сети. Цель — создание свободной, способной противостоять любым попыткам цензуры сети под контролем членов общества.
Моя работа в издательстве сейчас не оставляет мне много свободного времени, и поэтому мои нынешние проекты лишены прежнего размаха и имеют не столь высокий приоритет в моей жизни. Я работаю над игрой под названием ZombieGotcha, которая работает на платформе IM-me. Изначально IM-me был мини-компьютером с радиосвязью для чата, но сейчас мы хотим превратить эту историю о появлении одного зомби в игру с полным отображением реальности.
Мой второй проект — это эксперименты с eZ430 Chronos производства Texas Instruments. Это микропроцессорная платформа в часовом корпусе с сенсорами ускорения, температуры и давления. Ещё там есть модуль радиосвязи. Я занимаюсь хакерским взломом человеческого сна, ну, например, хочу встроить туда будильник, который будит человека только в фазе лёгкого сна. Я создала скрипт ChronosTool.py, с помощью которого можно программировать часы под Linux и OS X через радиоинтерфейс. Прежде для этого существовал только инструмент под Windows, а под альтернативными ОС приходилось перезаливать начинку часов.
Одновременно я занимаюсь ещё разными небольшими проектами, которые могут развиться в какие-то самоделки или статьи для издательства. Граница между работой и хобби у меня для меня самой как-то неясна.
— Кристиана, что такое Пиратский сундук — хайтековская шутка, произведение современного искусства или практическая вещь, которой в ближайшие годы будет пользоваться множество людей?
— Пиратский сундук — это политическая провокация в очень симпатичной упаковке. Прежде всего тут важна идея: вся человеческая культура основана на копировании информации, и контроль над тем, что можно копировать, а что нельзя, не должен попадать в руки концернов и политиков, а должен оставаться в руках просвещённого общества.
Пиратский сундук останется редкостью. Я рассчитываю на несколько сотен Пиратских сундуков, в лучшем случае на несколько тысяч. Но идея уже понравилась десяткам тысяч людей во всём мире.
— Есть ли у тебя информация, в каких странах уже сегодня пользуются Пиратским сундуком?
— Только косвенная. Лично у меня есть информация о загрузках mkPirateBox. Загружают люди из Германии, Америки, Австралии, Португалии, Голландии, Швейцарии, России, Японии, Великобритании, Канады и Австрии.
К этому надо добавить людей, которые не используют мою разработку, а делают всё сами. Но их количество мне неизвестно.
— Пиратский сундук — часть всемирного движения, состоящего из пиратских партий, пиратского интернационала, пиратской бухты... Как ты относишься к пиратскому движению и к свободному обмену информацией?
— Разговор о соответственном вознаграждении творцов и созидателей, к которым я и сама принадлежу, должен идти непременно. Я очень хорошо себя чувствую в альтернативной культуре. Я люблю смотреть на музыкантов на сцене, ходить в кино, я покупаю хорошую музыку. Я знаю, сколько времени и труда вложено в подобные проекты, — и я охотно плачу за это.
Но от массовой продукции я вполне могу отказаться. По-настоящему интересные вещи происходят в области DIY, в гаражах и в подвалах. Хорошая культура не должна стоить миллионы. Я люблю многообразие, а не совершенство.
Подход культурной индустрии таков: надо использовать новые технологии, чтобы фиксировать каждое воспроизведение и каждый акт копирования и предъявлять за них счёт. Но для этого им нужен полный контроль, иначе они не смогут пресекать попытки неразрешённого копирования. Поэтому культурная индустрия требует создания инфраструктуры цензуры в интернете.
Этот подход неправильный. Творческие люди, которые выставляют свою продукцию в интернет для свободного распространения, получают от этого выгоду. Цифры продаж DVD-дисков Monty Pyton выросли на 23 000% после того, как они разместили свои скетчи в Сети для свободного распространения. Radiohead раздавали всем желающим свой последний альбом, просили о пожертвованиях и таким образом заработали больше денег, чем всеми предыдущими альбомами. Мои знакомые выкладывают музыку в Сеть. В результате они получают предложения давать концерты, и там они могут зарабатывать. А записывающие лейблы всё это время только смеялись над ними.
Тот способ, каким мы как общество используем интернет, — распространение знаний и новостей, распространение информации, политический аспект и формирование устремлений — превращает цензуру в интернете в цензуру головы. Опасность для общества от злоупотреблений столь мощной инфраструктуры цензуры настолько велика, что единственное разумное решение состоит в том, чтобы вообще не иметь подобного инструмента власти. Злоупотребление им неизбежно. Достаточно посмотреть на Китай, Данию или Австралию.
Я думаю и живу в рамках хакерской этики. Это значит, во-первых, что доступ к компьютерам и иным средствам, которые показывают человеку, как функционирует мир, должен быть свободным и полным. Во-вторых, вся информация должна быть свободной. В-третьих, не доверяй авторитетам — требуй децентрализации.
Интернет имеет огромный потенциал для изменения к лучшему общества и политики, и мы не должны позволить извратить этот наш шанс из-за того, что кто-то хочет надолго сохранить устаревшие общественные модели.
Комментировать