26 апреля 2010 г. в пресс-центре РИА Новости прошла пресс-конференция «Силиконовая долина»: российская специфика». В ходе мероприятия обсуждались проблемы реализации инновационной политики России, и перспективы дальнейшего развития страны.
Заместитель директора по науке Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий напомнил, что слово «инновации» в нашей стране многократно стало повторяться, начиная с 3 декабря 2001 года. Именно тогда В.В. Путин, будучи президентом РФ назвал две главные задачи российской науки. Первая – это независимая экспертиза принимаемых государственных решений, прогноз бедствий, кризисов и катастроф в природной, техногенной и социальной сферах, а также отработка мер по их предупреждению. Вторая – отработка сценариев перевода от «экономики трубы» к инновационному развитию – экономике, основанной на знаниях. «Можно констатировать, что эти работы так и не были развернуты в необходимом объеме и на достаточном уровне», - подытожил Георгий Малинецкий.
Инновации для экономического развития России, к сожалению, не являются неким «бонусом». Россия в условиях глобализации не имеет никаких шансов уже в силу своего географического положения. Ее экономика никогда не будет конкурентоспособна.
Глобализация – это свободный поток людей, идей, технологий, товаров, информации. Как известно, 2/3 территории России находится в зоне вечной мерзлоты. Экстремальные географические условия, экстремальные температуры приводят к тому, что любое капитальное строительство будет очень дорогим, также дорого энергоснабжение, рабочая сила (людей нужно обогревать, поставлять продовольствие, тепло одевать). Отсюда следует: всё, что может быть произведено в других странах, в условиях глобализации, естественно там и будет производиться, а не в России. Поэтому единственное, с чем Россия может выходить на мировой рынок – это продукция высоких технологий.
Второе следствие – у нас страна холодная, поэтому самим требуется много энергоносителей. Это значит, что Россия не может быть никаким энергетическим гарантом. По запасам углеводородов мы занимаем 8 место, а наш вклад в мировой энергетический бюджет – чуть больше 7%. То есть никак повлиять на мировые цены на нефть Россия не может. Располагая 30-ю процентами мировых природных богатств, вклад России в глобальный продукт составляет не более 3%. «Такие страны долго не живут, поэтому высокие технологии нам жизненно нужны», - подчеркнул Георгий Малинецкий.
Согласно материалам, подготовленным Всемирной организацией интеллектуальной собственности, то, что происходит сейчас в России в сфере инноваций, можно назвать только инновационным разгромом. Во всем мире в 2009 году было выдано 155 900 патентов, на долю России приходится около пятисот. В рейтинге по количеству патентов Россия занимает 23-е место. Вклад нашей страны мировой банк патентов составляет всего 0,36%. По словам Георгия Малинецкого, инновации генерируются, в большинстве своем, в гигантских корпорациях. В России их нет.
В России беда и с образованием. Практика уже показала, что проводимые реформы: ЕГЭ, Болонская система – в нашей стране только ухудшили положение. Новая система приема в вузы обернулась тем, что студенты зимнюю сессию сдают с девятого раза (Бауманка), 70% студентов учатся плохо. В США в школьное образование вкладываются десятки миллиардов долларов, а в России на днях был инициирован законопроект о введении платного школьного образования (бесплатными планируют оставить обучение по пяти предметам).
Опять-таки, с одной стороны, руководство страны говорит о необходимости подготовки ста тысяч специалистов по нанотехнологиям. С другой – уже имеющиеся специалисты и вчерашние студенты не могут устроиться на работу по специальности. А новых и учить-то проблематично: нет нужного оборудования, нет подготовленных преподавателей. Намечено сокращение количества вузов.
Руководитель концерна «Наноиндустрия» Михаил Ананян подчеркнул, что в России были и бизнес-инкубаторы, и технопарки. Но всё это не работает, несмотря на вложенные деньги, причем, немалые. При этом ни разу не был проведен анализ причин. Что касается проекта «Сколково», то, по словам Михаила Ананяна, нет предпосылок для того, чтобы этот супердорогой проект дал толчок к мощному развитию инноваций. «В стране есть наукограды, страдающие от нехватки денег, мощные научные центры, которые за гораздо меньшее количество средств могут сделать мощный инновационный рывок», - отметил г-н Ананян. Но деньги непонятно куда уходят, и никакого инновационного рывка не происходит.
К слову о госкорпорации «Роснанотехнологии». Со времени ее создания прошло три года, но до сих пор нет реальной программы по развитию нанотехнологий в стране. «То, что сегодня называется программой, это какие-то перепевы из Интернета», - считает Михаил Ананян. Между тем есть много проектов в стране в области нанотехнологий, которые не востребованы.
Но дело не только в нанотехнологиях. Государство должно вернуть себе функцию целеполагания. «Инновации» - это расплывчато, нужно четко понять и сформулировать, чего страна хочет добиться. Например, в 50-е годы были поставлены задачи: сделать атомную бомбу и завоевать космос. Задачи конкретные, и они были выполнены. К слову, о космосе. М. Келдыш в свое время говорил, что необходимо стремиться в дальний космос. Этого же хотел и Королев. Но 18 лет назад данная космическая программа была остановлена.
Необходима декриминализация страны (правда, не понятно, кто будет этим заниматься) – в стране объем взяток превышает сумму национального бюджета.
Возвращаясь к теме экономического развития, ученые рассказали, что в циклическом развитии технологий Россия успешно реализовала четвертый уклад, связанный с развитием тяжелого машиностроения, «большой химии». Это было время сталинской индустриализации СССР. Пятый технологический уклад Россия пропустила. В 2014-2018 развитые страны мира перейдут к шестому, связанному с развитием био-, нанотехнологий, новой медицины, технологий виртуальной реальности. По словам Георгия Малинецкого, Россия может успеть «вскочить в уходящий поезд, но для этого уже требуются суперусилия, если этого не сделать, то в передовых отраслях нас уже никогда не будет».
Какого качества эти патенты бывают особенно в сфере IT, мы все тут знаем. ;) В остальном со статьей согласен. Вообще со времен СССР чем больше образование реформируют, тем хуже оно только становится. Я не говорю, что реформы в образовании не нужны, но то что из себя эти реформы представляют, и то как их реализуют, вызывают мысли, что лучше бы уж ничего не реформировали вообще.