Сидеть Вконтакте — больше не модно, а позорно
На моей улице праздник. Начинается отрезвление от моды на социальные сети. Вернее – от навязчивой идеи, что соцсети – это отличный способ коммуникации поставщиков услуг и их потенциальных клиентов.
На протяжении трех-четырех лет на всевозможных банковских и околобанковских конференциях автору этих строк приходится выступать с резкой критикой этого нового идола банковских пиарщиков, маркетологов и аналитиков.
В соцсетях апологеты новаций увидели сразу все – принципиально «новый» способ коммуникаций, золотой ключик к богатствам всех одноклассников мира, волшебный Сезам, открывающий дверь к сердцу клиента и проч. и проч. Особенно любят повитийствовать в этом ключе всевозможные руководители и представители (как правило – довольно юные мальчики и девочки) всевозможных «коммуникационных агентств» с труднопроизносимыми англоязычными названиями (типа «Партнерс коммуникэйшн энд рилейшз ундур-вундер ЛТД»). Понять их можно: не имея за душой ни ресурсов, ни капиталов, ни какого-либо средства массовой информации, они пылают надеждой, что в их руки отдадут жирные рекламные бюджеты банков, а уж они – установят «новые коммуникации» на созданных совершенно другими людьми Интернет-ресурсах.
Почему некоторые штатные маркетологи не менее истово поддерживают новую моду, тоже понятно: где как не в плохоизмеримых, малоизученных и абсолютно бескрайних соцсетях можно «освоить» гигантские бюджеты. Реклама в журналах или на ТВ легко измерима в страницах и минутах. А тут – terra incognita. Остается убедить предправа, зампреда и предсовдира.
Впрочем, вернемся к сути.
Доводы сторонников соцсетей. Первый – там люди ищут общения. Второй – там сейчас все. Третий – там можно выстроить обоюдные коммуникации нового типа.
Посмотрим по пунктам.
Там люди ищут общения… По данным стокгольмского Института социальных исследований, основным мотивом обращения к Интернету у более трети его пользователей является секс. Да-да, секс, а отнюдь не желание обсудить процентные ставки по депозитам Сбербанка или особенности ипотечного кредитования в районах Крайнего Севера. Недавно я привел этот довод на встрече сотрудников агентства Bankir.Ru и Клуба банковских пиарщиков. Часть собеседников согласно закивали, но были и брезгливо поджавшие губы, словно при виде хиппи, пукнувшего на приеме в Букингемском дворце. Любопытно, что в основном это были участники встречи в возрасте за 50. Аргумент: «Если вы уже не занимаетесь сексом, это не значит, что его в мире нет», – явно их не убедил бы.
Давайте попробуем оторваться от красивых слов про «новые коммуникации с целевой аудиторией» и признаемся, зачем мы заходим, например, на Одноклассники.ру. Договориться о встрече с одноклассниками. Выложить фотки из серии «Я на фоне…» (новой машины, египетских пирамид, турецкого отеля, пляс Конкорд и т.д. – у кого что есть). До… в общем дообщаться с теми, с кем недообщался в школьный выпускной вечер.
Мы правда верим, что тут найдем благодарную аудиторию для разговоров о банковских услугах? Нет, конечно, мы можем открыть тут группу «любителей банковских кредитов», но, боюсь, она будет куда популярнее на каком-нибудь сайте знакомств в разделе «БДСМ».
Там сейчас все… Года четыре назад я открыл страницу в сети «ВКонтакте». Был там с тех пор два раза. Насколько я понимаю, я, тем не менее, числюсь в многомиллионной аудитории «ВКонтакте»? На своей странице в сети «Мой круг» не был, если не ошибаюсь, года полтора или два. Там все время какие-то люди норовят с тобой зачем-то познакомиться, обсудить какие-то из пальца высосанные «потенциальные совместные проекты» и что-то кому-то зачем-то «порекомендовать». Как можно рекомендовать что-то или кого-то, кого не знаешь, – большой вопрос. Кому, к чертовой бабушке, вообще нужна моя рекомендация – второй большой вопрос.
А теперь третий вопрос: сколько человек из числа читающих эти строки могут сказать о своей активности в сетях то же самое? А ведь все мы – «числимся» в этих самых соцсетях. Включая, кстати, покойников, чьи «страницы» и «профили», как можно легко догадаться, вовсе не закрываются вместе с оформлением справки о смерти.
Если уж маркетологам так приспичило рекламировать и пиарить банковские услуги там, где «бывают все», то рекомендую обратить внимание на общественные клозеты. Во-первых, тут действительно бывают все и намного чаще, чем раз в два года. Во-вторых, гарантировано все живые. И, в-третьих, наконец, при правильном размещении вашей рекламы вы стопроцентно осуществите «коммуникацию нового типа» – войдете в тактильное соприкосновение с клиентом.
Там можно выстроить обоюдные коммуникации нового типа… Сторонники соцсетей любят указывать, что в фейсбуках, твиттерах и прочих сетях присутствуют «лица, принимающие решения», «первые лица», «авторитетные эксперты» и проч. и проч. Присутствуют? Полноте. Там присутствует только их профиль, а подавляющее большинство этих самых «первых лиц» даже не знают пароля от собственного профиля. А сидит на нем реально какой-нибудь пиарщик, который пишет унылые тексты на тему «в нашем банке главное – клиент» и прочую изрядно набившую оскомину ерунду.
Разумеется, несмотря на это, «первое лицо» обрастает в соцсети «френдами». «Френдят» с ними в основном юные пиарщики и маркетологи и молодые журналистки. Дабы иметь возможность небрежно упомянуть, что «у меня в друзьях – имярек». Ничего не напоминает? Да-да, те же самые Одноклассники.ру с неизменными фотографиями на фоне «достопримечательности»…
Подобная ситуация была когда-то с другой, к счастью, уже изрядно подувядшей интернет-модой - на блоги. Когда появились блоги, их апологеты точно так же кричали, что это – новый вид коммуникаций. Хотя графомания всегда остается графоманией, и при этом не важно – пишет человек «в стол» или на «сайт». Итог – десятки тысяч полузаброшенных блогов, в которые давно не ступала нога человека.
Что же до «авторитетных экспертов», то они, как правило, пишут не в блогососферах и соцсетях. И уж точно – не бесплатно.
Разумеется, есть и исключения. Ряд известных финансистов, которым бог, помимо капиталов, даровал еще и свободу мысли и литературный талант, ведут интереснейшие блоги. Но в общей массе блогов и страниц соцсетей эта часть более чем емко характеризуется строчками Маяковского: «Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды»…
Обратимся к цифрам. По данным недавнего опроса Национального агентства финансовых исследований и компании Online Market Intelligence (OMI), российские пользователи социальных сетей «не воспринимают банковские страницы в соцсетях как способ обратной связи с кредитной организацией или место общения с другими клиентами банка. Только 3% сообщают банку свои мнения о его работе. Только 16% опрошенных заметили, что не видят явных причин отказа от посещения страниц банков».
В свою очередь, сентябрьское исследование агентства Bankir.Ru и группы компаний ЦФТ показало, что 26,7% банкиров вообще не пользуются соцсетями, а более-менее популярны лишь Фейсбук (44,7%) и Одноклассники.ру (28,6%).
Соцсети – наше новое всё?
Но, кажется, отрезвление наступает. Все чаще звучит неуверенность в том, что соцсети – это золотой ключик и сезам в одном флаконе. И, может быть, скоро появится все больше не боящихся показаться дурачками мальчиков из сказки, готовых крикнуть: «А король-то – голый».
Ах да, кстати, о королях. Сторонники соцсетей любят напомнить, что сам президент личным примером привлек людей в Твиттер. Да, но другой президент на встрече со студентами-юристами на вопрос, почему он не общается в соцсетях, ответил, что на это у высшего чиновника нет времени, работать надо…
Комментарии
pomodor
6 ноября, 2012 - 16:19
Социальные сети — полезнейшее изобретение. Надо лишь четко понимать для кого именно оно полезнейшее. Во-первых, для государства, которое получает подробнейшую, самообновляемую базу данных почти на каждого. Во-вторых, для владельцев соцсетей, которые зарабатывают на показе лохам рекламы и на продаже пользовательских данных. На этом список получающих выгоду заканчивается. Кто-то скажет, что и пользователи выигрывают, ведь могут отправить свою фотографию бабушке, которая живет в 3 000 км. Но это "польза" такого же плана, какую наркоман получает от дозы.
YOOnix
6 ноября, 2012 - 18:27
Если позволите добавить, есть ещё одна польза для взломщиков аккаунтов пользователей.
Чингачгук
6 ноября, 2012 - 20:16
Либератум - это социальная сеть. Отвечает всем признакам.
pomodor
6 ноября, 2012 - 21:02
Может еще потрудитесь пояснить каким именно? ;) Тут добавляют друг друга в друзья, есть группы, все под реальными именами? Поясните, пожалуйста, свой полет фантазии, где Вы тут смогли увидеть признаки построения социального взаимодействия? Заинтриговали. ;)
Чингачгук
6 ноября, 2012 - 19:31
Не согласен. Во-первых, на Фейсбуке достаточно успешно работает контекстная реклама. Справа, в рекламной ленте, регулярно встречаются рекламные объявления, появившиеся несколько лет назад. Вряд ли рекламодатели стали бы тратиться в течение нескольких лет на неэффективную рекламу. А на Фейсбуке реклама существенно дороже, чам на Гугле.
Во-вторых, если охота рекламироваться в соцсетях бесплатно, то нужно выбирать адекватную стратегию, а не тупо впаривать свои рекламные страницы. Эффективные стратегии есть, просто нужно потрудиться их изучить, освоить.
Кстати, я вспоминаю, как на заре российского Интернета (во второй половине 90-х годов) было много статей о том, что реклама Интернете не работает.
pomodor
6 ноября, 2012 - 19:42
Да ладно!? То-то акции этого эффективного Фейсбука обвалились сразу после размещения. Поищите на The Wall Street Journal статью с оценкой эффективности рекламы в Фейсбуке.
А как же иначе? Посмотрите на CTR у Гугла (0,4%) и у Фейсбука (0,05%). Приходится компенсировать ценой.
Автор креатива как раз о том и говорит, что все с умным видом кивают, мол, есть-есть эффективные стратегии, но никто их в глаза не видел.
А "на заре" она действительно не работала. Веб был некоммерческим. Это сейчас у каждой самой задрипанной конторы по торговле вениками есть свой Web-портал. Эх, золотое было время. ;)
MrBison
6 ноября, 2012 - 20:11
>> А как же иначе? Посмотрите на CTR у Гугла (0,4%) и у Фейсбука (0,05%). Приходится компенсировать ценой.
Если у гугла выше CTR, то как раз у гугла цена рекламы должна быть больше.
Чингачгук
6 ноября, 2012 - 23:54
CTR больше зависит от мастерства рекламиста, чем от Гугла или Фейсбука. А также от выбранной ниши. Нормальный CTR для Гугла в у грамотного рекламиста среднем 3-4%. Бывает гораздо больше. На Фейбуке не знаю, но вижу, что рекламисты оттуда не уходят.
Эффективные стратегии действительно есть. Nod32, например, очень успешно рекламируется в Фейсбуке.
pomodor
7 ноября, 2012 - 01:01
Почему? Если объявление показывается в результатах поиска по ключевому слову, например, "купить что-то там", то вероятность того, что юзер кликнет довольно высока. По крайней мере, выше вероятности, что юзер кликнет на баннере, который ему показывают просто так в соцсети, когда он там очередное фото а-ля "я мордой в салате" выкладывает. Даже, если ему покажут рекламу салата.
Это ж очевидно — в Гугл люди приходят искать (в том числе и где что-то купить), а в соцсети развлекаться. Вот, например, Вы, товарищ, когда ищете информацию о каком-нибудь товаре перед покупкой, Вы идете в Гугл или в Контакт?
Да, но речь идет не о грамотном рекламисте, а об общем проценте. Т.е. количество всех переходов поделили на количество показов. Даже 0,4% — это очень много, учитывая, что Гугл показывает рекламу не только в экономически благополучных странах, но и во всяких эфиопиях.
Поэтому все покупают Касперского ;)
Чингачгук
7 ноября, 2012 - 10:22
Если говорить о платной контекстной рекламе в Фейбуке, то там контекстом является не просто ключевое слово или фраза, как в Гугле или в Яндексе, а параметры профилей обитателей соцсети, фразы сообщений, которые они публикуют, параметры френдов и пр. Отсюда появляется более тонкая настройка на целевую группу и реклама становится эффективной.
Если речь идет о бесплатной рекламе (в частности SMM) собственно в соцсети, то здесь эффективны более тонкие и более долгоиграющие схемы. А тупая лобовая реклама, конечно, работать не будет. Но это не значит, что соцсеть с миллиардом акаунтов не может быть рекламной площадкой.
Чингачгук
6 ноября, 2012 - 23:13
Вы явно не изучили вопрос до конца. Существует огромное количество моделей работы по CPA, имиджевых рекламных кампаний (да-да, некоторые бренды пользуются SMM для построения имиджа) и многое другое.
С банковским сектором, возможно, дела обстоят сложнее, но в целом немного удивляет и разочаровывает такая категоричность суждений автора статьи.
Чингачгук
7 ноября, 2012 - 07:35
В общем, никакого отрезвления от моды на социальные сети не произошло. Как всегда, в принципе. Когнитивный диссонанс и путаница в голове у автора статьи. Кто-то понял, просто, что в соцсетях хоть рекламируй, хоть нет - всё равно твоё гавно не купят.
Расшифровываю, что произошло: рекламодатели внезапно поняли, что люди умные, то есть воспринимают рекламу в соцсетях как мусор и шлют её на @#$. В итоге автор статьи рвёт глотку на конференциях, мол не вкладывайтесь в рекламу в соцсетях - бабло улетит, как птичка и не вернётся.
Таким образом подведу итог: рекламодатели отрезвели и поняли, что вкладывать деньги в рекламу в соцсетях не выгодно и потому себе дешевле оставить пользователей этих сетей в покое.
Комментировать