Операционная система QNX будет управлять самолетами
ИТМиВТ им. С.А. Лебедева РАН, в рамках 10-й международной конференции «QNX-Россия - 2008», которая состоялась 24 апреля, представил доклад о применении ОСРВ QNX в САУ ГТД для авионики и продемонстрировал бортовой вычислительный модуль. После прохождения сертификации данный модуль станет фактически первым в мире примером использования QNX в системе управления авиационным двигателем.
В настоящий момент времени в России пока нет опыта применения систем на базе QNX в авиационных приложениях. Однако потенциал и возможности QNX позволяют надеяться на изменении ситуации в этом вопросе.
Для разработки авиационных систем управления специалисты ИТМиВТ провели анализ имеющихся ОСРВ и установили, что QNX является наиболее совершенной ОС с технической точки зрения; располагает хорошим набором инструментальных средств; обеспечивает высокую надежность за счет микроядерной архитектуры и модульности разрабатываемых систем; обладает открытым исходным кодом.
Как предполагается, совместная работа ИТМиВТ, компании «СВД – Встраиваемые системы» и ГосНИАС по сертификации бортового процессорного модуля, разработанного ИТМиВТ, на соответствие ГОСТ Р ИСО/МЭК 51904-2002 «Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию» (российский аналог международному стандарту DO-178 «Software Consideration in Airborne Systems and Equipment Certification») докажет возможность и перспективность использования QNX в авиации.
Этим вопросам, а также технической реализации бортового процессорного модуля для систем управления газотурбинными двигателями авиационного и наземного применения был посвящен доклад руководителя лаборатории встраиваемых систем для ответственных применений ИТМиВТ Владимира Клепикова «QNX в системах автоматического управления ответственного назначения».
Комментируя достоинства QNX, он подчеркнул ряд важных свойств операционной системы, например, время «горячего старта», которое у QNX составляет 50 мс, тогда как у других систем в несколько раз больше.
«Следующим шагом в развитии систем управления газотурбинными двигателями станет переход на распределенные цифровые системы управления. И здесь использование QNX является оправданным с точки зрения надежности и скорости разработки приложений», - заключил Владимир Клепиков.
Отметим, что ИТМиВТ выступил серебряным спонсором конференции «QNX-Россия - 2008», являющейся крупнейшим российским мероприятием, посвященным системам управления и встраиваемым системам на основе операционной системы реального времени (ОСРВ) QNX.
Комментировать