Всё больше артистов выступают против ограничения файлообмена

Борьба RIAA и прочих организаций, отстаивающих права музыкальных лейблов, доходит до абсурда: частные пользователи получают штрафы на десятки тысяч долларов только за то, что скачали из интернета, к примеру, пару альбомов своей любимой группы. Музыкальным коллективам это нравится не всегда: страдает и их имидж. Кроме того, если говорить совсем уж откровенно, вряд ли их гонорары напрямую зависят от того, купите вы их лицензионный диск или скачаете.

Не так давно популярный рок-коллектив Radiohead, известный тем, что часто выкладывает свои песни в интернете самостоятельно, публично поддержал файлообменные сети и выступил против RIAA в её бескомпромиссной борьбе с пиратством. Более того, группе не нравится то, что звукозаписывающие компании сначала приобретают авторские права на музыкальные произведения исполнителей, а потом используют это для преследования фанатов. В заявлении Radiohead говорится, что от этого страдает имидж самих музыкантов, хотя они преследованием своих поклонников никогда не занимаются и заинтересованы лишь в том, чтобы их было как можно больше.

Одними словами дело, однако, не закончилось. Музыканты стали инициаторами создания организации, которая бы защищала их права на собственные произведения, а также их поклонников. Так была создана Featured Artists Coalition (FAC), к которой присоединились Билли Брэгг, Кейт Нэш, Эд О'Брайен (Radiohead), Дейв Роунтри (Blur), Энни Ленокс, Ник Мейсон (Pink Floyd) и другие. Коалиция уже успела стать активным участником общественной дискуссии с RIAA и ей подобными организациями по вопросам охраны авторских прав. По мнению членов FAC, пользователей файлообменных сетей нельзя называть ни пиратами, ни преступниками. Первое дело, которое возьмёт на себя FAC, — защита студента Бостонского университета Джоэля Танненбаума, которого в 2003 году привлекли к административной ответственности за отказ от выплаты 500 долларов штрафа RIAA за то, что он пользовался услугами файлообменных ресурсов. Radiohead уже заявила, что на следующем судебном заседании выступит в качестве свидетеля против RIAA.

С аналогичной инициативой выступила популярная британская группа Blur. Музыканты заявили, что «разрешают» всем любителям файлообмена скачивать свои песни. Более того, группа согласна выступить против намерения правительства запретить использование торрент-трекеров на законодательном уровне. Blur присоединилась к FAC, объяснив это тем, что не считает, что «целое поколение фанатов должно в миг оказаться за чертой закона».

Защита файлообмена для артистов — это не только пиар и забота о бедных поклонниках, но и защита своего собственного бизнеса. Гитарист Radiohead Эд О'Брайен считает, что файлообмен — это удачная форма раздачи сэмплов. По его словам, если поклонник скачает альбом группы и он ему понравится, то он обязательно его купит, не довольствуясь одним лишь цифровым форматом. Даже если он этого не сделает, то, будучи поклонником группы, он наверняка сходит на её концерт — уже за деньги. Барабанщик Blur Дейв Роунтри также отмечает, что пиратство — скорее позитивное явление для музыкальной индустрии: «Люди сегодня идут на всё, даже на нарушение закона, чтобы заполучить её».

Мнения музыкантов точь-в-точь совпадают с исследованиями социологов, с которыми, впрочем, RIAA предпочитает не считаться: пользователи торрент-трекеров чаще покупают легальный контент, нежели все остальные. Норвежские учёные из Национальной школы менеджмента выяснили, что пользователи пиринговых сетей в возрасте 15—20 лет покупают в десять раз (!) больше легальной музыки, нежели подростки, которые никогда не пользовались ни BitTorrent, ни аналогичными сервисами. Обычно они покупают музыку на Amazon и на iTunes, но в среднем раз в полгода покупают и традиционные CD.

Собственно, справедливо это правило не только для музыкальной индустрии. Сотрудники исследовательской компании Frank Magid Associated опросили тысячи американских пользователей интернета в возрасте 18—44 лет. Выяснилось, что респонденты, активно пользующиеся услугами файлообмена, чаще ходят в кино и чаще покупают лицензионные DVD. Средний американец, незнакомый с пиринговыми сетями, покупает в год 13 DVD и раз в два месяца бывает в кинотеатре. Средний же пользователь файлообмена покупает 16 DVD, а в кинотеатре бывает восемь раз в году.

Вряд ли сегодня кто-то будет спорить с тем, что до тех пор, пока существует RIAA, музыкальные лейблы и ныне действующее законодательство в области авторских прав, суды, скандалы и разговоры о пиратстве будут продолжаться. Вряд ли пиратство в интернете можно искоренить: уж больно изощрённые технологии файлообмена могут прийти на смену существующим, в случае если их попытаются запретить законодательно. Проще распустить RIAA и поверить исследованиям.

Именно это и посоветовал британский музыкант Ричард Мелвилл Холл, известный под псевдонимом Moby. По его словам, судебный вердикт в отношении жительницы Миннесоты, приговорённой судом присяжных к выплате 2 млн долларов штрафа за выкладывание в Сеть пары десятков треков, — абсурд и нонсенс, которым стараются запугать всех пользователей файлообмена. Это, в свою очередь, вредит музыкальным коллективам: в погоне за деньгами музыкальные лейблы забывают, что все эти дрязги мешают музыкантам завоёвывать популярность. Поэтому, считает Moby, единственное верное решение, которое может принять RIAA, — самораспуститься ввиду невозможности решить актуальные проблемы музыкальной индустрии.

За годы своего существования грозная организация вынудила примерно 30 тыс. человек в досудебном порядке заплатить штрафы размером около 3500 долларов, на чём заработала ни много ни мало около 105 млн долларов. Сколько из этих денег дошло до самих музыкантов — неизвестно. Может быть, когда-нибудь артистам надоест делиться своими доходами с музыкальными лейблами и они самостоятельно начнут продавать музыку на своих официальных сайтах? Или воспользуются сервисами типа sellyourrights.com, которые предлагают музыкантам отлицензировать свои произведения под Creative Commons, а слушателям — скинуться на это благородное дело хотя бы по 1 доллару. Скорее всего, слушателям такая модель распространения контента может прийтись по душе. И все были бы довольны. Кроме музыкальных лейблов, разумеется.

melcomtec аватар

Или воспользуются сервисами типа sellyourrights.com, которые предлагают музыкантам отлицензировать свои произведения под Creative Commons, а слушателям — скинуться на это благородное дело хотя бы по 1 доллару. Скорее всего, слушателям такая модель распространения контента может прийтись по душе

Я бы и по два скинулся :)

liberatum аватар

Конечно. Если исполнитель действительно талантлив и дорог слушателю, то слушатель и 10 не пожалеет. И самое приятное, что всякие барыги типа RIAA в этой схеме отсутствуют.

Самое приятное что в этой схеме отсутствуют CD/DVD -- громоздкие и хрупкие носители для громоздких, хрупких и энергоёмких приводов.

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <blockquote>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
Этот вопрос предназначен для проверки вашей принадлежности к Homo sapiens
CAPTCHA на основе изображений
Скопируйте буквы (соблюдая верхний и нижний регистры) с картинки.
RSS-материал
Яндекс.Метрика