Педагогов отправят за компьютеры. Добровольно-принудительно, вместо отпуска и, если повезет, бесплатно. Однако использовать новые навыки смогут не все.
На минувшей неделе премьер-министр Николай Азаров внезапно, можно сказать, без объявления войны поставил перед народом новую задачу: в кратчайшие сроки ликвидировать компьютерную безграмотность среди школьных учителей. «В этом году мы впервые ставим задачу, чтобы абсолютно все педагоги, 100% работников общеобразовательных учебных заведений – хоть в городе, хоть в селе – владели компьютером, основами информационно-коммуникативных технологий», – заявил Николай Янович на заседании Кабинета Министров.
А дабы не возникало лишних вопросов о том, кто, когда и за какие средства будет обучать работников образования компьютерной грамоте, премьер-министр сразу же расставил недостающие точки над «i»: «Кроме отпусков и отдыха учителям самим придется поучиться, повысить квалификацию. Минобразования должно обеспечить этот процесс не в ущерб, конечно, отдыху».
Эта новость сразу же вызвала ряд вопросов. Во-первых, не совсем понятно, как премьер-министр намеревается обучать учителей «кроме отпусков» – то есть, по сути, в их свободное время – но «не в ущерб отдыху». Впрочем, это – вопрос скорее риторический. Тем более, что данное начинание вполне вписывается и в другие инициативы главы правительства – взять хотя бы его недавнее пожелание согражданам взяться за лопаты и тяпки и выращивать дорогие нынче овощи самостоятельно. Ну а раз, по мнению Азарова, жители Украины могут прокормить себя самостоятельно, то и хакерами стать в свободное от работы время им вполне под силу. Так что, учителям, похоже, все-таки придется подтянуть отпускные пояса и самим сесть за компьютерные парты.
Второй вопрос – кто будет платить за весь этот праздник учительской жизни? Ведь для того, чтобы научиться работе на компьютере нужно: а) сам компьютер; б) человек, который этому делу научит. И если о 110 млн.грн., выделенных в этому году на компьютеризацию школ (которая, кстати, должна была завершиться еще в прошлом году), известно, то о средствах на обучение учительского состава информации пока не поступало. Впрочем, в Министерстве образования и науки утверждают, что справятся и так: на суровое кабминовское «Надо!» глава МОН Дмитрий Табачник ответил бодрым «Есть» и заверил, что в его ведомстве уже работают над этой проблемой.
«Мы взяли по сути без финансовых ресурсов чрезвычайно амбициозное задание: обеспечить 100% учителей гуманитарных и технических дисциплин владением компьютером до конца года», – рассказал министр. По его словам, обучение компьютерной грамоте будет обеспечиваться путем краткосрочных курсов и обмена специалистами между школами. Цель – чтобы учителя владели компьютером хотя бы на уровне старшеклассников. В настоящее же время, как отметил Табачник, только 45% учителей средних школ владеют компьютерными навыками.
Между тем, у ряда экспертов обещания чиновников вызывают опасения, что под видом борьбы с компьютерной безграмотностью украинцам подсунут очередной бизнес-проект заинтересованных лиц, а самих учителей еще и заставят за него приплатить. Ведь, к примеру, стоимость курсов по обучению азам пользования компьютером может достигать не одной сотни гривен. «Тут вопрос в другом: для чего нужно обучать педагогов компьютеру? Если речь идет о том, что это нужно для усовершенствования учебно-воспитательного процесса, если это нужно для самообразования учителя, то – да. А если это нужно, чтобы реализовать или предложить какой-нибудь коммерческий проект, за которым опять будут стоять деньги, то не знаю, насколько это целесообразно. Особенно, если это будет делаться за средства самих учителей», – объяснил «Комментариям» экс-директор Украинского центра независимого оценивания качества знаний Игорь Ликарчук. И добавил, что, по его мнению, чтобы научить учителя работе на компьютере, ему нужно дать возможность этот компьютер приобрести. А за нынешнюю учительскую зарплату это не совсем реально.
Солидарна с коллегой и первый директор Центра ВНО Лилия Гриневич: «Мы наблюдаем, что Министерство образования и власть очень хорошо умеет кидать красивые лозунги. Но за этими лозунгами часто или ничего не стоит и ничего не происходит, или происходят вещи угрожающие, или, снова таки, реализовываются бизнес-инициативы».
Между тем, даже если скепсис относительно министерских инициатив окажется неоправданным, остается открытым другой вопрос: за каким «железом» будут работать лишенные – по крайней мере, частично – дач и морей, зато обученные компьютерной грамоте учителя. С одной стороны, данные по компьютеризации школ в Украине весьма оптимистичны. Например, согласно исследованию, проведенному недавно компанией Microsoft, уровень оснащенности школ компьютерами в Украине достигает вполне приличного 93%. Только вот это же исследование свидетельствует, что в большинстве случаев парк школьной техники значительно устарел – так считают по крайней мере 61% самих учителей. Причем настолько, что становится преградой к введению широко анонсированного властью внедрения в учебный процесс современных информационных технологий. Из-за чего 73% отечественных педагогов по-прежнему знакомятся к современным компьютерным технологиям не в классе, а за пределами школы – самостоятельно и, как того желал премьеру, в свободное от работы время.
Чего только не сделают люди, чтобы не работать. И теории заговора плетут и статьи пишут. Специалист должен знать свой предмет. Как он это сделает это уже его проблемы. Если он не справляется - вон. Молодняк можно привлечь с помощью обязательной отработки. Не просто же так они образование бесплатное (в большинстве случаев) получали.
Если это учитель информатики, то полностью согласен. Но вот в то, что научить математике, физике, химии, истории, литературе, языку без компьютера нельзя, не поверю никогда. Что касается всеобщей
воинскойпреподавательской повинности, то учить, это вам не окопы рыть. Если такую инициативу реализуют, то нынешнее образование упадет уже не ниже плинтуса, а закатится уже за него и больше никогда не выкатится. Да и бесплатное образование нынче получить все труднее и труднее, так как количество бесплатных мест все время сокращается, а по некоторым специальностям отсутствует вовсе.Вообще-то я за всеобщую компьютерную грамотность. Но интуиция мне подсказывает, что в данном случае потратят (и украдут, конечно же) бабки, измотают нервы преподавателям, а выхлоп будет околонулевой. Может просто правильней создать условия, при которых педагоги сами потянуться к компьютерным знаниям? Доплаты какие-нибудь, конкурсы, подарки, памятные сувениры... ;)
Отправить комментарий