Кризис, кризис и никакого кризиса!
Тема колонки показалась настолько уже банальной, что захотелось даже убедиться в том, что это действительно кому-то интересно. Заглянул в пульс блогосферы на "Яндексе". Убедился, что, похоже, действительно интересно:
С учетом специфики издания и общей темы, захотелось поинтересоваться, а как, собственно, переживают сегодняшние времена те компании из IT-сферы, названия которых у всех на слуху. В наших-то краях, понятно, все, скажем так, не очень хорошо. Кто-то из тех, про кого полгода назад и не подумал бы, де-факто банкротится или находится на грани банкротства, оставшиеся всеми способами пытаются этого избежать. Отдельно хочется посочувствовать, пожалуй, Kraftway, прошлым летом с помпой запустившему завод с пиковой производительностью до миллиона PC в год.
Но наших трогать сейчас не хочется – кризис же. Все нервные, все близко к сердцу принимают… :) Как-то безопаснее – про Microsoft с Google. Тем более что у них и потери куда больше. По крайней мере – в абсолютном выражении.
Тот же Google за последние три месяца (будем считать это активной фазой мирового кризиса) потерял больше трети своей стоимости. А она на тот момент составляла, на минуточку, около 140 миллиардов долларов. Это, конечно, не те две с лишним сотни миллиардов, что он стоил два года назад, но, согласитесь, за три месяца подешеветь еще на полсотни миллиардов зеленых (сейчас – уже 89) – тоже, должно быть, обидно.
Неудивительно, что при такой динамике (еще пара месяцев, и капитализация станет отрицательной :)), компания наконец-то начала принимать активные меры. А учитывая, насколько Google, купаясь в денежном изобилии, за эти несколько лет изрядно разбаловал своих сотрудников… К хорошему люди привыкают быстро. И к пресловутым 20 процентам рабочего времени, которое сотрудник вправе тратить по своему усмотрению, и к мелочам, типа садиков для детей сотрудников. Компания начала резать как эти самые мелочи, так и святое, типа тех же двадцати процентов.
Впрочем, сотрудники вряд ли должны быть в претензии – в конце концов, у них хотя бы осталась работа. В отличие от тех десяти тысяч человек (из общего штата в тридцать тысяч), которые работали с Google по временным контрактам, каковые, судя по сообщениям, продлеваться не будут. Может, из лояльности к основным кадрам. А может и потому, что увольнение постоянных сотрудников обошлось бы компании куда дороже…
Но эти, в любом случае, выплывут. А вот AMD, к счастью, вовремя подсуетилась насчет арабских миллиардеров, иначе трудно даже предположить, как она себя чувствовала бы сейчас, после стольких кварталов подряд, в каждом из которых сжигались сотни миллионов, причем отнюдь не капитализации, а вполне нормальных денег. Однако долго так продолжаться не может, и сегодня их может спасти только такое же чудо, каким в аналогичной ситуации стал Athlon – вспомним, что до него компания, в течение долгого времени терявшая деньги с такой же скоростью, тоже встала на грань банкротства.
У Intel, конечно, ситуация совсем иная. Два миллиарда прибыли за последний квартал говорят сами за себя. Даже если будет падение (а оно точно будет), то, как минимум, падать есть куда. Ну, урежут на время R&D на ту же пару миллиардов долларов, только в год – на всякую там клейтронику и прочую виртуальную реальность.
Впрочем, даже с учетом этого, в нынешней ситуации делать вид, что ничего не происходит, было бы неразумно. Ну, так уже и появились слухи о том, что компания может сократить в обозримом будущем до десяти процентов своего персонала. То есть – порядка восьми тысяч человек. Ну что – вполне гуманно, по сравнению с тем же Google. По крайней мере, в отличие от AMD, Intel пока что продолжает придерживаться заветов основателя той, Джерри Сандерса – мол, "only real men have fabs"1.
AMD может позволить себе отойти от этих заветов – даже если с выделенной в отдельную компанию своей фабрикой у нее и не срастется, то всегда можно спастись в объятиях IBM с ее мегафабрикой в Ист Фишкилле.
Кстати, об IBM. Та, судя по всему, как и Intel, чувствует себя не так плохо, как могла бы. Немалая часть прибылей приходит с зарубежных развивающихся рынков, которые, хоть и пострадали, но порой даже способны еще показывать рост, пусть и измеряющийся в единицах процентов в год. Хотя как и все остальные компания все же старается минимизировать затраты, сокращая статьи расходов, включая и персонал.
Причем, в ряде случаев это происходит весьма жестко. Так, японское подразделение корпорации объявило о сокращении порядка 2500 человек в чисто самурайском духе: в течение двух суток пишите заявление "по собственному", или начинаем увеличивать требования, а потом сокращать за несоответствие им. Как видим, во всем мире это происходит примерно одинаково…
В общем, если подытожить, то получится, что IT-отрасль в мировом масштабе кризис, конечно, затронул, но… Не все так уж плохо, как оно могло бы быть. По крайней мере, массовых банкротств компаний со всемирно известными именами не ожидается.
А вот этажом ниже еще будет штормить. OEM-производитель для гигантов, мастерская дядюшки Ляо, вполне имеет все шансы разориться, в виду завинчивания теми гаек. Те же перспективы имеют и многие наши ритейлеры, так привыкшие ко вкусным товарным кредитам, которые большие игроки, отчаянно конкурируя друг с другом, раздавали налево и направо. Халява кончилась, господа – пояса затягивать придется всем. Вывод банальнейший, но, как я и говорил в самом начале, тема кризиса по сегодняшним временам действительно такова.
Комментировать