Будет ли бороться с пиратством малоимущий украинский народ?
Для затравки приведу два, на первый взгляд, не связанных между собой факта. Факт первый: вот уже пятый год Украина стабильно входит в десятку лидеров по производству контрафактной продукции. Факт второй: полгода назад мы были признаны страной с наиболее высоким уровнем жизни среди стран с самым низким уровнем дохода населения. А теперь по теме: на днях довелось побывать на очередной пресс-конференции, призванной актуализировать борьбу с подделками на уровне самосознания потребителей. Любопытное мероприятие. Только вряд ли идея окажется жизнеспособной.
Изготовление и реализация контрафакта - настоящий бич нашего облагороженного прогрессом времени. Ежегодно американские и европейские аналитические агентства тратят миллионы условных единиц только для того, чтобы определить масштабы, в которых работает мировой "копировальный аппарат".
Цифры, что называется, выносят мозг. На долю фальшивок ежегодно приходится $500 млрд. из общего оборота товаров в мире, что составляет 7-10% валового дохода крупнейших производителей оригинальных товаров. Экономико-социальное влияние контрафактной и пиратской продукции достигает $775 млрд. ежегодно - это с учетом потерь от недопоступления налогов и, соответственно, увеличения государственных трат на правоохранительные органы и здравоохранение. К 2015 году международная торговля подделками может вырасти до $960 млрд. Объем убытков же достигнет $1,7 трлн. и подведет под риск существование 2,5 млн. рабочих мест.
Проблема стала настолько глобальной, что администрация представителя США в сфере внешней торговли (Office of the US Trade Representative, USTR) взяла за правило ежегодно в апреле публиковать доклады серии Special 301 о нарушении прав интеллектуальной собственности в мире. Обычно к этим докладам прилагается список крупнейших рынков разных стран, торгующих контрафактными товарами, и сайтов, распространяющих пиратские файлы.
Любопытно, что наша активно развивающаяся держава уже не первый год фигурирует как в этом, так и во многих других предупредительных списках, перечнях и рейтингах. Еще в 2007 году Украина была признана девятой в мире по производству контрафактной продукции. С тех пор мы шагнули далеко вперед. Сейчас эксперты Еврокомиссии утверждают, что наши подпольщики бьют рекорд по поставкам в Европу липовой парфюмерии, уступая в этом "почетном" звании лишь Китаю. А подделка продуктов питания и одежды, продаваемой в странах ЕС, принесла нашей стране пятое место.
Мало того, весь этот хлам активно тиражируется на украинских рынках, дополняясь изысками копировальной индустрии братского китайского народа. По некоторым данным, на сегодняшний день от 35% до 50% продукции известных брендов в Украине - не что иное, как контрафакт. А "мэйд" этот контрафакт "ин Чина" или "ин Юкрейн" - дело десятое.
"Однозначно, в Украине есть проблема по защите прав интеллектуальной собственности, - признает очевидное замначальника департамента Госслужбы по борьбе с экономической преступностью МВД Украины Сергей Лебедь. - Оценки экспертов разнятся в процентах. Но как представители государственной власти, так и среднестатистические граждане, безусловно, видят наличие этой проблемы".
Что делать, вроде понятно. По словам господина Лебедя, во всем мире эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности базируется на "трех китах": законодательство, наличие государственных органов, которые отвечают за это законодательство, и правоприменение. Не буду разбирать мировую практику - по приведенным выше цифрам и так понятно, что в каждой державе хоть какой-то компонент из названных трех, но постоянно дает сбой. Попытаюсь проанализировать нашу действительность: какой же из "китов" халтурит в защите рынка от фальшивок?
Законодательство в этой сфере (как, впрочем, и в любой другой) у нас, конечно же, идеальное. Как утверждает замглавы Госслужбы интеллектуальной собственности Украины Владимир Дмитришин, по признанию международных экспертов, оно является одним из самых эффективных на просторах бывшего СССР и никоим образом не поступается лучшим европейским аналогам. Органы тоже вроде работают. И "интеллектуальная" Госслужба, и доблестная милиция. По словам того же Лебедя, ежегодно МВД Украины возбуждает около тысячи уголовных дел по нарушению прав интеллектуальной собственности. Как минимум, треть из них доходит до суда. Большинство обвиняемых - становятся осужденными.
Выходит, собака "порылась" в практике повсеместного правоприменения? Действительно, создается впечатление, что существует каких-то два параллельных мира. В одном - идеальное законодательство, слаженная работа государственных органов и ударная статистика. В другом - огромные объемы не контролируемой никем контрафактной продукции. Только в киевских бутиках, например, по некоторым данным, на тремпелях тихо-мирно висят до 60% подделок известных и раскрученных брендов. Я уже не говорю о "Петровке", которая входит во все мировые списки пиратских "точек".
"Проблему защиты прав интеллектуальной собственности вряд ли можно решить лишь путем применения уголовного законодательства или привлечения к административной ответственности, - поясняет диссонанс Владимир Лебедь. - Конечно, это наиболее эффективный механизм, но без соответствующего отношения потребителей успеха достичь очень сложно. Ведь сейчас даже в судах зачастую нет понимания того, что производство и распространение, а также приобретение контрафакта является преступлением".
То есть проблема, по сути, заключается в том, что мы с вами сами, своим отношением и своим кошельком голосуем за контрафактную и пиратскую продукцию. Это подтвердила и Наталья Мещерякова, которая является единственным в Украине представителем международного проекта BASCAP (Бизнес в борьбе с контрафактом и пиратством). "Сейчас весь груз в борьбе за право интеллектуальной собственности ложится на правообладателя. А нужно работать с потребителем, привить ему культуру потребления, повысить уровень сознательности, отвернуть внимание от приобретения более дешевых контрафактных продуктов. Поддельные товары, поддельные мысли и поддельная жизнь - это должно стать лозунгом в борьбе с контрафактом и отношением потребителей к контрафактной продукции", - считает она.
Красивый лозунг. Прямо цепляет за душу. Сразу хочется удалить из плеера всю нагло скачанную с бесплатных сайтов музыку и за бешеные деньги купить спортивный костюм Nike в центральном магазине бренда на Крещатике. Начать, так сказать, новую оригинальную жизнь с оригинальными товарами и услугами. Тормозят только несколько цифр, которые BASCAP получил в результате исследования настроений украинских граждан.
Оказывается, лишь 20% потребителей в Украине никогда не покупали контрафакт, а 75% людей делают это принципиально - полностью осознавая факт приобретения фальшивки. Почему так происходит? Потому что часть опрошенных не всегда уверены в том, что смогут купить оригинал, а почти все считают, что настоящие продукты предлагаются им по завышенной цене. И, наконец, 71% потребителей утверждают, что покупают контрафактную продукцию, поскольку не могут себе позволить оригинальный товар по цене производителя. Честно говоря, после этого уже мало о чем можно говорить.
В "довесок" могу привести лишь статистику Госкомстата: по последним данным ведомства, сегодня каждую вторую гривну население Украины тратит на еду. Мы проедаем больше половины своих доходов, при этом обновление гардероба "съедает" каждую 18-ю заработанную гривну, а покупка алкогольно-табачной продукции - каждую 30-ю. Бытовую технику и электронику Госкомстат не посчитал - видимо, эти приобретения украинцы делают из теневых доходов или после получения неожиданного наследства.
Можно ли после такой информации удивляться тому, что 57% опрошенных BASCAP украинцев соглашаются с тем, что контрафакт вредит экономике страны, однако более чем половина из них заявляют, что это их никоим образом не волнует? И можно ли обвинять нас в том, что программное обеспечение и фильмы мы охотно скачиваем с бесплатных торрент-трекеров, джинсы "Dolche и Babana" покупаем на рынке, а сумки Cuggi из натуральной кожи молодого гамадрила - в стоковом магазине?!
Правда, в поддержку своей противоконтрафактной позиции эксперты весьма убедительно говорят о том, что к подделкам относятся не только "шмоточно-дисковые" товары: "Милиция раскрывала схемы, связанные с поддельным производством или ввозом поддельных лекарственных средств, - говорит господин Лебедь. - Продукты питания, автозапчасти, стройматериалы - все это непосредственно и напрямую влияет на жизнь наших людей. А вспомните количество подделок алкогольной продукции? Это уже не только экономические убытки, но и угроза здоровью украинцев".
Однако помилуйте - никто ведь не станет сознательно покупать поддельный инсулин или паленую "Хортицу"! У нас просто нет иного выбора: по данным Всемирной организации здравоохранения, из тех же лекарств во всех аптеках Украины 20% - фальшивка. И наказание за это преступление смехотворное: административный штраф в размере 1,5 тыс. грн. Для сравнения, в США за такие нарушения карают 20-ю годами лишения свободы и даже пожизненным заключением, в европейских странах - 10-ю годами, а в Китае - смертной казнью.
Что же получается? Производители обвиняют "несознательных и не уважающих себя" потребителей. Граждане винят самих представителей брендов (не секрет ведь, что контрафакт часто производится на легальных предприятиях, которые имеют недозагруженные производственные мощности и клепают его сами или отдают свои цеха в аренду коммерческим структурам). Государство "песочит" и тех, и других: мол, теряем миллионы гривен бюджетных поступлений и международный авторитет…
Наталья Мещерякова предложила весьма разумный выход: "Контрафактная продукция занимает определенный ценовой сегмент рынка, и эту цену могут позволить себе потребители, которые сознательно покупают подделку. Почему государство не может создать условия, когда на этом же рынке и в этой же ценовой категории появятся украинские оригинальные продукты и товары? Эти товары не должны быть выше по цене, но они будут легальными и вместо спонсирования теневой экономики принесут деньги в бюджет".
Действительно, вывести из тени всех штамповщиков дисков, клепальщиков сумок, бодяжников лекарств и алкоголя, а также швейных дел мастеров по производству фирменных костюмов и белья от Milavitsa - соблазнительный вариант. Но отдает некоторой утопичностью. Во-первых, вряд ли те, кто имеют шальные деньги от копирования чужих раскрученных брендов, перейдут на легальное производство более дешевой продукции. Во-вторых, будет ли на нее спрос? Если цена украинских кроссовок будет адекватна стоимости китайского Abibasa на Троещине - возможно. Но вряд ли мы будем покупать украинские MP3-плееры или отечественный аналог Hennesy.
Если же речь идет о повышении сознательности потребителей, то стоит, возможно, пойти в обход пустых разглагольствований. Очевидно, что одно и то же явление мы оцениваем избирательно: считаем преступлением контрафактное лекарство и удивляемся, почему за пиратское ПО на компьютере могут привлечь к ответственности. Хотя, по сути, фальшивка и то, и другое.
Значит, нужно донести до сознания потребителя, почему покупка контрафакта (любого!) вредна конкретно для него. Например, как это отразится на здоровье. Или сколько денег из-за неуплаты налогов не получит конкретный детский сад. Пока человек не поймет, что контрафакт - это теневая экономика, которая съедает деньги у социальных гарантий (детсады, школы, больницы), он не поймет, почему покупка такого продукта повредит ему или его детям. Нет, я, конечно, не призываю идти по пути Италии, где в административно-судебном порядке наказывают не только производителя поддельной продукции, но и того, кто эту продукцию приобрел. Просто скажите мне конкретно - почему мне не нужно покупать поддельный Samsung в Интернете на 500 грн. дешевле, чем в магазине? И, возможно (если позволит зарплата), я его не куплю.
Эта фраза взрывает мозг. Круче только у Горина: «Вы, человек, достигший вершин лондонского дна…»
Навеяло:
- Ура!!!
лениво крикнул рядовой Иванов.
- Ура!
также поддержал его рядовой Петров. И оба они мысленно догнали бойцов, бегущих в атаку...
Отправить комментарий