Внедрение информационных технологий порождает «цифровой раскол»
26 июня 2008 года в Москве прошло очередное заседание Рабочей группы Общественной палаты по развитию информационного общества в России, на рассмотрение которого был вынесен вопрос «О подготовке общественных слушаний на тему «Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс».
Вместо того, чтобы сглаживать социальное неравенство, внедрение информационных технологий порождает новую его разновидность — «информационное неравенство» или «цифровой раскол», - отметила руководитель Рабочей группы Елена Дьякова, - Несмотря на очень высокие темпы развития ИКТ, различия между регионами по степени готовности к информационному обществу достигают 80 раз. В стране сложился слой «информационно бедных», для которых современные коммуникационные технологии по тем или причинам недоступны. Преодолеть информационное неравенство можно только совместными усилиями государства, бизнеса и гражданского общества».
В своем выступлении профессор кафедры периодической печати Московского государственного университета печати Светлана Коновченко рассказала о приемах и методах стимулирования трансформации технологического процесса развития информационного общества в социальный прогресс.
Директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева провела презентацию развития социальных сетей в образовательной среде. Её выступление было логически продолжено в презентации заместителя директора НИИ информационных технологий и телекоммуникаций Владимира Стары «О состоянии и перспективах развития федеральной системы информационно-образовательных ресурсов для всех уровней образования».
Координатор программы «Право и общество в цифровую эпоху» МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Алексей Туликов рассказал о своем видении проблем соотношения этики и права интеллектуальной собственности в информационном обществе. По его мнению, в Российской Федерации устойчивое развитие правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в условиях многочисленных пробелов и противоречий в законодательстве невозможно без опоры на иные социальные нормы, прежде всего морально-этические.
Именно данные нормы позволяют сохранять баланс интересов и снижают риски предъявления правообладателями имущественных претензий в сфере оказания услуг социокультурными учреждениями. В этой сфере до сих пор наличествуют многочисленные нарушения авторских и смежных прав, которые в силу своей малозначимости и социальной направленности могли бы быть признаны законодателем правомерными.
Алексей Туликов отметил, что общественное мнение, которое является носителем общественной морали, также как этические представления общественных лидеров являются значимым ресурсом для формирования практики сбалансированного, нежели буквального толкования закона. Положительную роль в развитии морально-этических регуляторов в сфере интеллектуальной собственности также может сыграть установление общественных договоренностей между правообладателями, пользователями, провайдерами и другими заинтересованными лицами и разработка кодекса этики интеллектуальной собственности.
В рамках заседания прозвучали также выступления членов Экспертного совета МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» - заместителя Генерального директора Объединения «Росинформресурс Ирины Задирако, руководителя ПРИОР – Северо-Запад Андрея Чугунова, руководителя информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей Владимира Лившица, советника Министерства связи и массовых коммуникаций Селены Сёмушкиной, а также руководителя МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Алексея Демидова и ряда других членов и экспертов Рабочей группы, приглашенных специалистов.
По результатам обсуждения вопросов было принято решение о проведении общественных слушаний «Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс» в октябре 2008 года. Главной темой предполагается обозначить проблематику участия институтов гражданского общества в развитии и реализации в первую очередь гуманитарной составляющей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Комментировать