Виктор Алкснис о проблемах свободного ПО в России

После известных событий имя российского политического деятеля Виктора Алксниса стало знакомым многим пользователям Рунета, некоторые из которых активно поддерживают депутата в его общественной деятельности по продвижению свободного ПО, а некоторые - не менее активно выступают против его инициатив по регулированию отношений в Сети.

Затронув тему свободного программного обеспечения и пообщавшись в ее рамках с экспертами в этой области, TelNews решил обсудить соответствующие вопросы и с Виктором Алкснисом. Результатом беседы стало большое интервью, которое было решено разделить на две части. В первой из них г-н Алкснис рассказывает о собственной региональной общественной организации «Центр свободных технологий» и ее первых инициативах, а также делится мнением об отношении властей и чиновников к проблеме оснащения ПО государственных учреждений.

- В последнее время на слуху недавно созданная вами с Александром Поносовым РОО ЦеСТ. Есть ли уже какие-либо конкретные проекты, реализуемые в рамках ЦеСТ? Как развивается ситуация с вашей инициативой по поводу ввоза в Россию компьютерного оборудования и комплектующих с драйверами для Linux?

- ЦеСТ пока только-только начал свою деятельность. Но вы действительно правы, говоря о том, что наша организация на слуху. Сейчас самое главное, чтобы мы смогли оправдать те ожидания, которые на нас возлагают многие сторонники свободного программного обеспечения. Первоочередной своей задачей мы видим пропаганду СПО - ведь до сих пор многие пользователи даже не знают о том, что существует альтернатива Windows и программам под нее.

Кроме того, как известно, одной из причин недостаточного использования СПО является и то, что, к сожалению, зачастую возникают проблемы при установке СПО на компьютеры, поскольку из-за отсутствия драйверов не работает компьютерная периферия (сканеры, принтеры и т.п.) и даже некоторые компьютерные комплектующие, например графические или звуковые карты. Это одна из-за серьезных проблем, препятствующих внедрению СПО, и именно поэтому первая «громкая» публичная инициатива ЦеСТа заключается в том, что мы выступили с предложением навести порядок в этом вопросе. Почему государство добилось того, что сегодня практически все мобильные телефоны в Россию ввозятся с русифицированными меню и переведенной на русский язык документацией? А почему сегодня потребителя, по сути дела, ограничивают в праве установить на компьютер ту операционную систему, какую он хочет? Именно поэтому мы подготовили соответствующий проект обращения в Правительство РФ.

Проект готовился при активном участии сторонников СПО, мы разместили его на сайте ЦеСТа и любой желающий мог поучаствовать в работе над ним. Я считаю, что совместными усилиями мы подготовили весьма качественный документ и он готов для отправки в Правительство РФ. Он будет направлен в форме депутатского запроса за подписью одного из депутатов Государственной Думы. Мы не спешили с его отправкой в связи с формированием нового правительства. Теперь же оно сформировано, и можно отправлять запрос, что и будет сделано в ближайшее время.

- Говоря о ЦеСТ, вы подчеркивали, что цель организации – предоставить пользователям свободу выбора ПО. Как увязываются с этим утверждением Ваши предложения ввести запреты и ограничения на ввоз в Россию компьютерного оборудования и комплектующих без свободных открытых спецификаций оборудования и драйверов?

- Давайте уточним по поводу запретов и ограничений. Сегодня запреты и ограничения вводят отдельные корпорации и фирмы, пытающиеся не допустить равноправной конкуренции на рынке программного обеспечения и «закрывают» протоколы и интерфейсы своего оборудования, к которому прилагаются драйвера исключительно под Windows. Не секрет, что известны факты, когда некоторые крупнейшие производители проприетарного программного обеспечения «ненавязчиво рекомендуют» своим партнерам по бизнесу ни в коем случае не раскрывать протоколы и интерфейсы своего оборудования, чтобы помешать продвижению на рынке СПО.

Но этому приходит конец. Напомню, что три месяца назад Еврокомиссия наложила на корпорацию Microsoft гигантский штраф в $2,6 млрд. и потребовала открыть протоколы обмена данными. ЦеСТ предлагает поступить в аналогичной ситуации намного гуманнее: мы не предлагаем оштрафовать Microsoft, а хотим, чтобы на российский рынок поступало только такое программное обеспечение и компьютерное оборудование, у которого открыты протоколы обмена данными, открыты интерфейсы оборудования или, в крайнем случае, поставлялись драйвера под наиболее распространенные операционные системы - Windows, MacOS и Linux.

Повторюсь: почему мы можем требовать от фирм-производителей поставки в Россию мобильных телефонов с русифицированными меню и документацией, но боимся потребовать от поставщиков компьютерного оборудования драйверов и открытых интерфейсов? Разве подобное требование как-то ограничивает свободу пользователям в выборе ПО? Мне кажется, наоборот, если подобная практика в России будет внедрена, то это как раз и расширит свободу пользователей в выборе ПО. И кроме того, хотел бы обратить ваше внимание на то, что закрытые протоколы, интерфейсы и драйвера, помимо всего прочего, могут содержать внутри себя закладки, которые могут представлять реальную угрозу информационной безопасности нашей страны.

- Как обстоят дела с юридическим оформлением деятельности ЦеСТ и привлечением спонсоров?

- Месяц назад документы были представлены в Росрегистрацию, но в связи с планами по реорганизации Правительства РФ они «зависли». Сейчас, как вы знаете, Росрегистрация ликвидирована, и регистрацией общественных организаций теперь будет заниматься Министерство юстиции. Но поскольку подобная реорганизация займет некоторое время, то нам опять придется подождать с официальной регистрацией ЦеСТа.

Но это никак не скажется на его работе, поскольку мы являемся некоммерческой организацией и не ставим перед собой цели зарабатывания денег. А значит, отсутствие свидетельства о регистрации не может помешать нам работать.

Что касается спонсоров, то, надеюсь, что уже в ближайшем будущем они появятся. Думаю, что сейчас к нам только приглядываются и оценивают наши возможности

- С какими основными трудностями приходится сталкиваться в своей деятельности сторонникам СПО в России вообще, и ЦеСТ – в частности?

- ЦеСТ работает, в первую очередь, на продвижение СПО в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в образовательных и бюджетных организациях и учреждениях, поскольку именно там в ближайшие годы будет активно внедряться СПО. Мы не можем, да и не будем, навязывать СПО простым пользователям и коммерческим организациям. Они сами будут решать, какое программное обеспечение им использовать – проприетарное или свободное. Да, мы будем пропагандировать преимущества СПО и среди них, но только пропагандировать.

А вот органы госвласти и местного самоуправления будут обязаны перейти на СПО, о чем уже есть соответствующие политические решения. Но несмотря на эти политические решения, ощущается определенное противодействие процессу перехода на СПО. К сожалению, отдельные должностные лица не знают, а самое главное - и не хотят знать о преимуществах СПО, не понимают, зачем государство затеяло все это достаточно дорогостоящее мероприятие. К нам в ЦеСТ поступает много информации по этим вопросам, и мы по мере сил пытаемся решать эту сложную проблему

- Почему, по-вашему, у нас возникают ситуации подобные той, что сложилась в Челябинской области, где создавались препятствия для деятельности компаний, занимающихся продвижением свободного ПО?

- К сожалению, как я уже говорил, отдельные должностные лица в буквальном смысле этого слова противодействуют процессу перехода на СПО. В некоторых случаях, как мне кажется, можно рассматривать и коррупционную составляющую. Произошедшее в Челябинской области - типичный пример того, когда отдельные чиновники проводят политику, направленную против интересов государства.

Напомню, что 7 марта там должен был состояться аукцион «Поставка компьютерных классов для общеобразовательных учреждений Челябинской области». Наряду с поставкой оборудования предполагалась и поставка программного обеспечения. В аукционе предполагали принять участие и ряд фирм, предлагавших дистрибутивы Linux. Все они были отстранены от участия в аукционе под надуманным предлогом, что у поставщиков СПО в аукционной документации отсутствует наименования производителя и страны происхождения товара. В результате в аукционе приняла участие только одна фирма, предлагавшая программное обеспечение под Windows.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области признало этот аукцион незаконным и решение о его проведении было отменено. 21 апреля был назначен новый аукцион, снова прошедший с грубейшими нарушениями, поскольку в условиях аукциона на этот раз было жестко прописано требование о поставке именно только WindowsXP. 14 мая антимонопольная служба Челябинской области вновь указала на нарушения законодательства при назначении аукциона, но несмотря на это, он состоялся, и Министерство образования Челябинской области закупило именно Windows XP. ЦеСТ будет бороться за то, чтобы результаты аукциона были отменены, а виновники беззакония были привлечены к ответственности.

- Можно ли говорить о том, что случай в Челябинской области иллюстрирует нынешнее отношение государства и бизнеса к свободному ПО в образовании?

- Я не стал бы утверждать, что везде происходят подобные случаи, как в Челябинске. Например, в Пермском крае и в Татарстане, где сейчас проходит пилотный эксперимент по внедрению СПО в образовательных учреждениях, наоборот, органы власти оказывают в этом максимальное содействие. Но произошедшее в Челябинской области говорит о том, что государство обязано в отдельных в случаях и власть применить – чтобы поставить на место зарвавшихся чиновников.

- Какими вам видите перспективы open source в российских государственных учреждениях?

- Очень надеюсь, что пилотный эксперимент по внедрению СПО в школах трех субъектов федерации в этом году закончится успешно, и со следующего года начнется перевод всех образовательных учреждений Российской Федерации на СПО. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что это будет крупнейший в мировой практике переход на СПО. Ну а с 2010 года, по планам, начнется переход на СПО и госучреждений. И к 2015 году Россия может оказаться первой в мире страной, где свободное программное обеспечение одержало победу.

- Каким образом, на Ваш взгляд, отразятся на ситуации со свободным ПО в России майские изменения и перестановки в Правительстве?

- Очень надеюсь, что Президент РФ Д.А.Медведев будет последователен и доведет до конца свою политическую линию по переходу образовательных и госучреждений на СПО, которую он публично озвучил в ноябре 2007 года. Тогда он заявил, что в самом ближайшем будущем необходимо разработать пакет отечественного СПО для госсектора и бюджетных учреждений. «Разработка такого отечественного программного продукта будет в большей степени обеспечивать нашу информационную безопасность и может привести к довольно существенной экономии средств», - отметил он. Юридическое решение по этому вопросу будет принято во второй половине 2008 г. А поскольку Президент РФ задачу поставил, то очень надеюсь, что Правительством РФ она будет принята к исполнению. И самое главное – выполнена!

- Многие указывают на то, что в России недостаточно специалистов, умеющих работать со свободным ПО и, тем более, способных научить этому других. Таким образом, деньги, сэкономленные на ПО, вероятно, все равно уйдут на обучение специалистов. Как прокомментируете подобные высказывания?

- На мой взгляд, эта проблема не стоит так остро, как ее пытаются представить противники перехода на СПО. Практически в каждом госучреждении имеются штатные (или привлекаемые) IT-специалисты, для которых установка дистрибутива GNU/Linux на рабочие компьютеры трудностей не составит, тем более что установка современных дистрибутивов Linux даже проще, чем установка Windows. По большому счету, для большинства сотрудников госучреждений, для которых основным программным продуктом является Microsoft Office, переход на свободный OpenOffice и работа с ним также не составят никаких проблем.

Проблемы возникнут из-за нестыковки отдельных форматов документов, но она существует и в Windows - например, как известно, новый формат документов Microsoft Office 2007 .docx не открывается в предыдущих версиях Office. Серьезной проблемой будет отсутствие драйверов под Linux у части периферийного оборудования. Поэтому именно эти две проблемы (повторюсь - отсутствие драйверов и несовместимость форматов данных) будут представлять определенные трудности на начальном этапе перехода на СПО.

Как решить проблему с драйверами – ЦеСТ предложил. Что касается проблемы форматов, то на наш взгляд, необходимо срочно внедрять в качестве государственного стандарта открытый формат документов ODF, чтобы к началу перехода госаппарата на СПО он уже широко использовался сотрудниками в госучреждениях.

Кроме того, имеет смысл упомянуть еще одну проблему, а именно - отсутствие ряда программных продуктов, с которыми сейчас работают в госучреждениях. Они работают только под Windows, а на платформе Linux отсутствуют. Например, знаменитый FineReader или бухгалтерия «1С». Но очень надеюсь, что за оставшееся до перехода госаппарата на СПО время компании-разработчики сумеют обеспечить портирование этих программ на платформу Linux.

- Вопрос о противопоставлении Linux и операционных систем Microsoft. Вы согласны с тем, что Linux – это не «просто бесплатная Windows», как считают многие, принципиально другая разработка и даже, скажем так, философия?

- Да, вы совершенно правы. Я лично это ощутил на себе, когда полгода назад самостоятельно приступил в освоению СПО и работе с ним. До этого почти 15 лет работал только с программами под Windows. Могу честно признаться, что на первом этапе достаточно трудно понять особенности Linux, освоить тонкости работы с ним. И, невзирая на то, что теперь на домашнем компьютере у меня стоит Ubuntu, а на ноутбуке - ALTLinux Lite, которые я сам лично установил и настроил, у меня и сейчас возникает достаточно много вопросов.

Но, как говорится, век живи – век учись! И чем больше я учусь, тем больше и больше мне нравится Linux. Да, внешне очень много похожего на Windows, но в тоже время все по другому, я бы сказал – поизящнее. И поумнее! Но вместе с тем Linux требует от пользователя и лучшего понимания, что пользователь делает и к чему это приведет. Можно спорить о том, что это достоинство или недостаток Linux, но лично мне нравится разбираться в случае появления каких-либо неясностей.

- У некоторых отечественных компаний имеются опасения, связанные с тем, что если сегодня установить на предприятии свободное ПО, это может быть неадекватно воспринято сотрудниками правоохранительных органов, в последнее время все больше увлекающихся «антипиратскими» рейдами. Признаете ли вы наличие такой проблемы и в чем видите пути ее решения?

- Я думаю, что за последние месяцы в деле продвижения СПО в России произошли настолько значительные перемены, что даже рядовой милиционер уже слышал, что Linux - это не Windows, и там требования к лицензии несколько другие.

- Является ли сегодня нотариально заверенная распечатка переведенной на русский язык лицензии GNU основанием для освобождения от каких-либо претензий к компании, использующей свободное ПО, со стороны правоохранительных органов?

- Я думаю, что это действительно может служить выходом из ситуации, когда некоторые чересчур ретивые правоохранители осуществляют «наезд» на ту или иную организацию

- Опишите, пожалуйста, какой вы себе представляете отечественную ОС, когда она будет создана и насколько распространена.

- Смотря, что понимать под «отечественной ОС». Имеющиеся сегодня российские дистрибутивы Linux, например ALT Linux или ASPLinux, весьма относительно можно считать российскими. Ведь они созданы во многом на основе программного кода, который не имеет «гражданства» и создан программистами многих стран. И в тоже время я тоже считаю ALTLinux российским программным продуктом, как, например, OpenSUSE - немецким.

Если же говорить о создании отечественной ОС «с нуля», то сегодня это пока невозможно. Создание такой ОС потребует огромных капиталовложений и многих лет напряженной работы. Напомню, Windows Vista создавалась шесть лет, и ее разработка обошлась в $6 млрд. И это при том, что у Microsoft к началу разработки этой ОС уже имелся огромный «задел» программного продукта. Некоторые эксперты утверждают, что нам для создания своей операционной системы с нуля потребуется 10-15 лет и от $10 млрд. до $20 млрд. Поскольку пока это вряд ли возможно, то давайте сегодня решим задачу перехода на СПО, откажемся от монополии известной корпорации, а затем будем думать, что делать дальше.

Тем более что в деле улучшения имеющихся дистрибутивов Linux еще имеется огромный резерв. И одним из этих направлений я вижу модернизацию российского дистрибутива и создание на его основе «Linux для домохозяек». Да-да, именно для домохозяек! Невзирая на то, что сегодня дистрибутивы Linux сделали огромный рывок вперед в части дружелюбности своего интерфейса к пользователю и практически сравнялись в этом с Windows, все равно у них еще имеется целый ряд проблем в этой области.

Я понимаю, что покушаюсь на святое для любого линуксоида, а именно - работу в консоли, и за это мне достанется на орехи, но пока не будет обеспечена стопроцентно эффективная работа в графическом интерфейсе, и этот интерфейс не будет обеспечивать решения 100% всех задач именно с помощью мыши, а не с помощью стандартных команд в командной строке, ожидать, что Linux завоюет сердца простых пользователей не приходится. Поэтому именно в улучшении дружелюбности к пользователю я вижу перспективу развития российского дистрибутива.

- А какой вам видится будущая картина российского рынка ОС? Чего смогут достичь сторонники свободного ПО и не пропадет ли со временем интерес к связанным с ним вопросам со стороны государства?

- Очень надеюсь, что уже в ближайшие 5 лет доля СПО на российском рынке программного обеспечения составит 20-25%, а через 10 лет – 40%. Напомню, что сегодня 99% рынка занимают программные продукты под Windows. Считаю, что названные мной цифры будущей доли СПО на рынке весьма реальны. И связано это, в первую очередь, с обеспечением информационной безопасности, а можно сказать даже жестче – информационной независимости нашей страны. Наше отставание в этой сфере может нам очень дорого обойтись. И я очень доволен, что наконец-то это осознали и наши руководители. А значит, интерес к СПО не пропадет!

- Говоря об информационной безопасности - как считаете, почему оба ваших блога в ЖЖ постоянно подвергаются атакам? С чем вы это связываете, подозреваете ли кого-либо и как собираетесь с этим бороться?

- Действительно, оба мои блога (а я веду технологический блог, посвященный IT-проблематике, и политический, где присутствует чистая политика) постоянно подвергаются спамерским атакам и попыткам взлома. Связано это с моей позицией - как по политическим мотивам, так и по проблемам в IT-отрасли. Некоторым не нравится, что я говорю и за что выступаю. Вот и пытаются таким образом заткнуть мне рот. Не дождутся!

Я знаю, кто это делает, но пока что несовершенство нашего законодательства не позволяет привлечь этих людей к ответу. Но как веревочке ни виться, конец все равно будет. Мной предпринимаются определенные шаги в этом направлении, но пока мне не хотелось бы о них говорить. Я надеюсь, что рано или поздно эти люди будут привлечены к ответственности.

Пока без оценки

Набрел на тему сегодня, более чем через 4 года после публикации и удивился наивности (или чему-то иному :)г-на Виктора Алксниса...

Ваша оценка: Нет
Отправить комментарий
КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика