Как заработать миллиард на Linux

Около 10 лет назад разработчики Linux-дистрибутива Red Hat столкнулись с дилеммой: либо что-то менять, либо прекратить выпуск того дистрибутива, которым они ранее завоевали интерес пользователей.

Компания пришла в свое время на рынок с дистрибутивом Red Hat Linux; но когда Пол Кормье (Рaul Cormier)— нынешний глава направления технологий и продуктов линейки Red Hat, — пришел в компанию в роли вице-президента в 2001 году, он уже знал, что приверженность разработчиков из Red Hat философии открытого и бесплатного ПО не позволит ей построить финансовую модель, сопоставимую с потенциалом и возможностями Microsoft и Oracle на рынке ПО. Поэтому пришлось перейти к непростым решениям и действиям.

Чтобы из маленького игрока превратиться в полноценную корпорацию, новый топ-менеджер принялся отстаивать новую точку зрения на бизнес и продукт, который выпускали в Red Hat: он требовал прекратить выпуск свободно скачиваемого дистрибутива; а вместо этого предложить расширенный и надежный пакет для корпоративных целей, где оплата шла бы за сам пакет и входящее в него ПО, за его внедрение (при этом ПО оставалось бы по-прежнему “свободным”).

Инженеры Red Hat крайне скептически отнеслись к подобному заявлению Кормье. Многим тогда вообще не было никакого дела до финансовой модели. Они просто хотели создавать программы, но не были готовы к тому, чтобы внезапно требовать с пользователей деньги. В результате дискуссий часть разработчиков покинула проект, но большая часть инженерного состава осталась в компании.

Путем длительных переговоров и доводов новый топ-менеджер убедил СЕО компании Мэтью Шулика (Szulik) в том, что по сути компания должна “убить” собственный продукт: прекратить выпуск бесплатного Red Linux. Последний стабильный релиз бесплатной версии данной ОС был выпущен в 2003 году. В этом же году новая, платная версия Red Hat Enterprise Linux успешно стартовала на рынке. С того времени компания постоянно только то и делала, что наращивала прибыльность и выручку наряду с ростом популярности серверов на базе Linux и экспансией торговой марки Red Hat на новые рынки.

Теперь у корпорации новые цели: отвоевать себе место под солнцем на рынке виртуализации — на рынке, где успешно доминирует VMWare . Откровенно говоря, пока что у Rеd Hat не так много шансов. Но тем не менее, уже достигнутые показатели компании позволяют с уверенностью сказать, что рост выручки и прибылей продолжится.

В этом году, как раз 29 февраля, корпорация прошла знаковую веху в своем развитии, казавшуюся невозможной еще 9 лет: на открытом ПО (и только на нем) корпорация заработала за год 1 млрд долларов, став первой в своем роде, кто добился такого показателя годовой выручки в данной сфере разработки.

Как все начиналось

История Red Hat начинается в 1993 году с Боба Янга (Young) и Марка Юинга (Marc Ewing). Тогда первым программным продуктом стала ОС, получившая своё название в честь шляпы, которую Марк носил, когда учился в Carnegie Mellon University. Потом Юинг ушел, а на его место пришли новые люди, а затем в компании появился Кормье. Его приход совпал с релизом новой версии Red Hat Linux. Теперь топ-менеджер вспоминает свои первые разговоры с разработчиками в компании: «Я сказал, ‘Очевидно, что мы что-то новое выпустили на рынок, а теперь думаю, вы могли бы собрать совместимые бинарники.’ И тут главный менеджер по разработке открыл шухляду стола, там лежала куча CD-дисков и он сказал, ‘Да, я полагаю, вот тут где-то исходники валяются.’ И тут уже я сказал, ‘Ого, ну у нас много работы впереди, похоже.’ Вот такой была атмосфера в компании тогда. По коридорам на скутерах разъезжали программисты и играли “в войнушки”. Примерно так. Всё это было круто”. Основная выручка у Red Hat на тот момент поступала от телефонной поддержки клиентов, но такая модель заработка была бесперспективна, масштабировать ее по мере роста компании было невозможно.

Он вспоминает, что по сути никакой бизнес-модели не было. Диски с Red Hat Linux продавались в книжных магазинах по цене в $29.95 за коробку, и тот же “некоробочный” Red Hat Linux любой желающий мог скачать бесплатно. И на тот момент был, можеть быть, десяток коммерческих клиентов, которые оплачивали телефонный саппорт по продуктам компании. И все вокруг говорили: “А чего мне платить за ваше ПО?”

По воспоминаниям Кормье, совещания по выработке новой стратегии и замене бесплатного Red Hat Linux на платный Red Hat Enterprise Linux длились до глубокой ночи. В итоге получился продукт, который продавался только по подписке, включая патчи, обновления, исправления всех ошибок. При этом надо было оставаться в рамках лицензии открытого ПО и пробивать себе дорогу в крупный бизнес, приносящий много денег.

После смены стратегии в Red Hat не отказались сразу от выпуска бесплатного ПО. RHEL начал приносить деньги, а дух бесплатного ПО воплотился в Fedora, спонсируемом проекте Red Hat. Его первый релиз состоялся в 2003 и он базировался на исходном коде Red Hat Linux. Fedora при этом стал чем-то вроде тестовой площадки для создания платных продуктов Red Hat.

Хронология событий вокруг компании

1993: Боб Янг и Марк Юинг основывают свои компании
1994: Юинг выпускает собственный Linux-дистрибутив: Red Hat Linux.
1995: Янг покупает бизнес Юинга, образуется в результате сделки компания Red Hat Software, в которой Янг становится CEO.
1999: Red Hat выходит на IPO. Боб Янг покидает свой пост, а Юинг вообще уходит из компании.
2001: Пол Кормье приходит в Red Hat, поднимает тему перестройки бизнес-модели в корпорации.
2003: Выходит последний бесплатный релиз Red Hat Linux. На рынок выходит Red Hat Enterprise Linux.
2005: Янг покидает совет директоров Red Hat и уходит из компании.
2006: Сделка между Red Hat и JBoss.
2008: Red Hat покупает Qumranet (поставщика платформы виртуализации KVM).
2009: Red Hat приходит на рынок виртуализации с RHEV. Начинается конкуренция с VMware, Citrix и Microsoft.
2011: В декабре Red Hat сообщает о выручке в $836 млн по итогам 9 месяцев.
2012: Red Hat приближается к отметке в $1 млрд в выручке по итогам финансового года.

К слову, исходный код RHEL распространяется бесплатно по условиям GPL (GNU General Public License). Хотите собрать ОС сами — нет проблем. Но готовый продукт уже стоит денег. Есть еще CentOS, тоже бесплатная для скачивания ОС на базе скомпилированных исходников RHEL. Но только за RHEL корпорация берет деньги, потому что гарантирует работу компонентов и приложений системы в бизнес-сектор : что и как было установлено и настроено — то и будет работать и не будет давать сбоев. Для непредвиденных ситуаций будет предоставлена техподдержка и дополнительная настройка продукта.

Что еще более важно, в Red Hat в пакет услуг включили поддержку каждого релиза на 10 лет с поправкой ошибок из прежних версий (версии выходят каждые 2 года). «Если вы — клиент уровня NYSE, меньше всего вам надо, чтобы кто-то вносил резкие поправки и кардинальные изменения в вашу используемую ОС,» говорит господин Уайтхерст, нынешний СЕО компании. Любопытно, что продавай Red Hat и дальше одну только техподдержку по телефону, они бы так и остались маленькой компанией, балансирующей на грани прибыльности.

Компания сменила эту концепцию на продажу экосистемы, состоящей из обновлений и приложений с учетом как ПО, так и “железа”, которое используется клиентами и пользователями Red Hat.

Где деньги — там и «патентные тролли»

Чем больше денег поступало от коммерциализации новой ОС, тем больше исков попадали на стол к юристам Red Hat. В сложившейся ситуации компания выбрала хитрую тактику: переговоры и достижение соглашения по тем искам, которые не носят фундаментальной важности для индустрии open-source разработки; и борьба в суде по ключевым вопросам и претензиям. Кроме того, компания принялась за приобретение тех патентов, которые бы защитили технологии, интересующие разработчиков. При этом в компании говорят, что не слишком отличаются в своих действиях от других софтверных гигантов: всё, что делают, — просто воюют с “патентными троллями”.

У юристов Red Hat всегда найдется работа в суде, особенно — в Восточной части Техаса (тут всегда подается наибольшее количество исков к разработчикам и ИТ-гигантам). В борьбе за лицензии и патенты Red Hat даже объединились с компанией Novell, чтобы выиграть дело против вендора Acacia в 2010 году. И даже против такого гиганта, как Microsoft, был судебный спор у этой “парочки”. Но не всегда Red Hat идут в суд; часто они платят. Так закончилось и дело против Acacia в апреле 2011 года, а еще ранее $4,2 млн отступных получили разработчики из FireStar Software (в 2008 году).

Среди преимуществ, которые дает платная подписка на ПО и сервисы от Red Hat для корпоративных клиентов, — защита от претензий и судебных исков к тем сторонам, которые используют ПО Red Hat. Иногда “патентные тролли” атакуют клиентов компании, требуют отступных или грозят судом. Здесь всё разбирательство и улаживание проблем берут на себя юристы Red Hat. Обычно всё заканчивается соглашением, и никто в суд не идет. Причем распространяется большинство таких соглашений не только на коммерческих клиентов, но зачастую и на тех, кто использует ПО и ОС, скомпилированные из открытых исходников.

Даже постоянная возня с патентными исками не помешала Red Hat стать одной из наиболее успешных компаний в сфере ИТ-разработки и развивать собственную ОС, которой пользуется средний и крупный бизнес. В компании говорят, что никогда не придут к клиенту и не скажут: “Извините, но вот эта программа не будет работать в нашей ОС”. Принцип прост: всё, что работает в Windows, работает и в RHEL.

Переход к выпуску стабильных релизов и долгосрочной программе поддержки ПО привел к тому, что корпорация и смогла занять свое достойное место в enterprise-нише. Задача постоянных актуальных обновлений — непростая; но сглаживание “острых углов” и постоянное гибкое обновление стороннего ПО и совместимости его с основной ОС сделало RHEL самым успешным коммерческим дистрибутивом Linux.

Достигая миллиарда

Благодаря RHEL, Red Hat в своей экспансии опередила даже таких гигантов, как Novell, которые продали компанию Attachmate в 2010 году после длительного спада. От простой разработки ОС в Red Hat перешли к производству практически всех видов ПО, которые могут понадобиться в современном дата-центре: в портфолио компании сегодня входят продукты для деплоймента, виртуализации, хранения данных, управления сетями и системами. Дела идут неплохо: официальные показатели огласят в середине марта 2012 года, но уже сейчас известно, что по итогам ноября 2011 года компания заработала $836 млн выручки. Еще 4 года назад Red Hat сообщила о $523 млрд выручки по итогам финансового года. Если так пойдет и дальше, по итогам 2012 года корпорация удвоит свои текущие показатели.

Основным источником финансовых поступлений остаются платная подписка на ОС и ПО, а также предоставление сервисов внедрения, техподдержки и обучения персонала.

Джим Цемлин (Jim Zemlin), глава Linux Foundation, говорит, что такие успехи данной компании — просто еще одно доказательство, что именно открытое ПО лежит в основе развития современной бизнес-инфраструктуры в ИТ-секторе. И это позволило создать такую бизнес-модель, которая не просто приносит большие деньги самой компании, но и делает open-source выгодным решением для корпоративных клиентов.

На этом рост Red Hat вряд ли прекратится. Самая знаковая сделка была ею совершена в 2006 году, когда компания выкупила вендора JBoss; а затем в 2010 году дополнила свои активы за счет PaaS (platform-as-a-service) поставщика Makara; завершив всё это в октябре 2011 года сделкой с провайдером хранилищ данных Gluster. В числе амбиций — борьба за рынок виртуализации; но пока на этом поле куда увереннее чувствуют себя конкуренты из VMware.

Одно время Red Hat даже заявляли, что обеспечивают всё то же, что предлагает дата-центр Microsoft, но без ограничений закрытого ПО. Однако теперь топ-менеджеры компании говорят, что самые большие их конкуренты располагаются вовсе не в Редмонде. В той сфере, где сейчас работает Red Hat, речь скорее идет о противостоянии с программными продуктами и услугами от Oracle и IBM. А поскольку компания нацелилась на рынок виртуализации, то здесь придется бороться с VMware.

У многих возникают и претензии к тому, что Red Hat якобы первыми заработали свой миллиард на открытом ПО, справедливо замечая, что Google, Facebook и Amazon были изначально построены на базе opеn-sourе ПО, а IBМ заработала миллиарды на ядре Linuх. Впрочем, уникальность данной компании заключается в том, что она, пожалуй, единственная, кто зарабатывает исключительно на проектировании, внедрении и продаже ПО на основе открытого кода.

Каким будет будущее Red Hat?

На рынке, по мнению самого руководства компании, еще полно места для дальнейшего развития. Емкость рынка бизнес-ПО достигает s a $180- млрд, а сейчас Red Hat перекрывает сегмент порядка $30 млрд. В компании говорят, что есть еще полным-полно сегментов, где их продукт не представлен (к примеру, управление БД).

Руководство корпорации верит в потенциал открытого кода и большие возможности таких проектов и компаний, как SugarCRM. Да и практика это подтверждает: Salesforce.com (клиент Red Hat), Google, Amazon и Facebook не достигли бы своих рыночных позиций, не будь у них открытого ПО.

СЕО компании говорит: “Полагаю, в скором будущем на рынке будет много компаний, которые работают аналогично нашей технологии. Вопрос лишь в том, что для вас успех, когда вы применяете в основе своего бизнеса open-source разработки».

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (1 vote)
Dmitry

Принцип прост: всё, что работает в Windows, работает и в RHEL.

Интересно, они что еще и обеспечивают работу Windows приложений на компьютерах своих клиентов? Т.е. если компания купила RHEL, то они обеспечат нормальную работу Autodesk, Solidworks, Компас-3D, Inventor, Photoshop, Office 2010 и пр.?

Ваша оценка: Нет
pomodor

Вряд ли. Чудес не бывает. Думаю, что прежде чем переводить предприятие на RHEL консультанты внимательно изучают что будет работать, что не будет и составляют список Windows-программ, работу которых они гарантируют и в RHEL. Этим все и ограничивается. И даже в этом случае всегда остается риск, что к программе внезапно выйдет обновление, которое будет работать в Windows, но вызовет сбой в RHEL.

Во-вторых, стоимость Autodesk, Solidworks и т.д. такова, что для них ОС — дешевая прокладка. Просто нет смысла переходить на RHEL.

Ваша оценка: Нет
Отправить комментарий
КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика