Как 1С вымогает деньги за закрытие уголовного дела
А. С. Сударев — официальный представитель компании «1С» в Самаре — попался на вымогательстве. 3а 400 тысяч рублей он обещал снять все претензии по поводу нелицензионных программ.
[TOC Компьютерное вымогательство]
ФСБ против вымогателей
Но жертва оказалась хитрее и обратилась за помощью в ФСБ. Далее последовало задержание вымогателя в его же офисе, помещении ООО «Три С». Сейчас возбуждено уголовное дело. Как говорится, «хорошо, но мало».
«Мало» — это потому, что я уверен: не одни самарские борцы с пиратством промышляют таким мелким гешефтом. Самарский прецедент просто один из самых вопиющих.
1С франчайзинг — торговля лицом и репутацией
Вообще, я не завидую «одинэсу»: созданная этой компанией схема распространения своих продуктов основана на франчайзинге, договоре, при котором компания предоставляет региональным партнерам право использовать свой товарный знак. А потом приходится отвечать репутацией, своей и этого знака, за всех партнеров-франчайзи, которые чего-нибудь накосячат, как в этом случае. Поскольку любой промах в их работе будет связан именно с именем «1С», что мы и наблюдаем сейчас: все СМИ, об этом инциденте написавшие, именуют Сударева не иначе как «представителем» этой компании.
Пиратская 1С:Бухгалтерия
В начале всеобщего оснащения «бухгалтериями» от «1С» многие франчайзи жаловались на махинации своих подчиненных, слесарей по компьютерам, которые, придя к клиенту «ставить одинэс», норовили поставить ее «подешевле», то есть, пиратскую, а деньги положить к себе в карман. Времена изменились, и ставить на рабочий компьютер пиратку дураков нет. Изменился и способ гешефта, а тот, который практикуется сейчас, даже прибыльней: четыреста тысяч за раз никакому «мальчику по вызову» тогда, на заре компьютеризации, и не снилось.
Представители Microsoft
Сударев также представляет и некоторых других отечественных правообладателей, таких как Microsoft и «Аскон». Правда, кое-кто из них уже поспешил откреститься от такого представительства: Microsoft распространила заявление о том, что такого представителя у них нет и не было. Охотно верю в то, что это правда.
Однако, не вся: ООО «Три С» является представителем крупнейшей организации, созданной отечественными производителями ПО для защиты своих прав, «Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов». А вот в Партнерство уже входят и Microsoft, и «Аскон», и многие-многие другие. Так что Сударев, благодаря членству своего работодателя в НП ППП, «Microsoft» все-таки представлял, правда, опосредованно.
Кстати, наверно, не случайно первый звоночек грянул в Самаре. Представительство Партнерства в этом городе — на особом счету: по словам тамошнего координатора НП ППП, Владимира Серпухова, Самарская область занимает второе место после Москвы по количеству возбужденных в отношении «пиратов» уголовных дел. Неудивительно: как мы видим, у пиратоборцев присутствуют весомые стимулы для того, чтобы таких дел было побольше. Серпухов, кстати, коллега Сударева, он работает в том же ООО «Три С».
НП ППП и уголовные дела
Мы уже описывали одно уголовное дело, к которому причастны самарские партнеры НП ППП — оно было возбуждено в прошлом году в отношении главного редактора тамошней «Новой газеты», Сергея Курт-Аджиева. Тогда милиция изъяла весь компьютерный парк издания, что привело к его закрытию.
Однако в суде, который проходит сейчас, дело столкнулось с непредвиденными трудностями: представители двух из трех «потерпевших» компаний, Microsoft и Adobe, заявили, что факт использования на компьютерах газеты их ПО не доказан, и отказались от своих претензий. Настаивал на обвинении только представитель компании «1С», по фамилии... да-да, Сударев.
По словам Курт-Аджиева, он вообще проявлял невиданную агрессивность в ходе процесса: «когда он написал 14 мая заявление на меня, зная, что у нас лицензионный 1С, когда в ходе суда я представил документы, акты, те же самые установочные дискеты, Сударев продолжал кричать, что я «нашел эти дискеты на помойке». Когда выяснилось, что все-таки мы законно приобретали 1С, значимся в общем перечне 1С, все программы пронумерованы и установить, покупали мы или не покупали законно, это для представителя 1С дело 5 минут — позвонить в московскую справочную службу, он все равно продолжал кричать, что это нелицензионные программы. В последнее время он начал говорить что «да, у них была лицензионная программа, но потом они поменяли ее на нелицензионную». То есть я идиот, имею лицензионную программу, ее убираю и ставлю вместо этого контрафакт».
Такие судебные разборки, разумеется, сделали редактора разгромленной «НоГи» практически экспертом по повадкам членов НП ППП. Поэтому неудивительно, что многие СМИ обратились за комментариями по поводу поимки Сударева именно к нему. Вот как он прокомментировал этот случай для «Cnews»:
«Как говорит Курт-Аджиев, при нынешней моде на борьбу с контрафактом у Сударева с Серпуховым сложилась хорошая бизнес-модель. Сударев, будучи юридическим представителем «1С», настаивал на проверке легальности ПО и, угрожая заведением уголовного дела и изъятием бухгалтерских компьютеров на экспертизу, предлагал решить дело миром. Курт-Аджиев говорит, что только ему лично известно около десяти случаев, когда Сударев, угрожая изъятием бухгалтерских компьютеров на экспертизу, принимал взятки от руководителей местных компаний.
По словам Курт-Аджиева, экспертные заключения, которые при случавшихся все же изъятиях техники, будучи местным координатором и экспертом НП ППП, писал Серпухов, неизменно констатировали наличие установленного контрафактного «1С».
Экспертиза по делу представителем потерпевшего
Вообще, производство экспертизы по делу представителем потерпевшего — нонсенс, УПК прямо требует отстранить от этого лиц, которые находятся в какой-либо зависимости от сторон дела. Но на дела о «пиратстве» это почему-то не распространяется: экспертами по ним очень часто выступают региональные партнеры НП ППП.
Более того — поручать такие экспертизы им рекомендует как минимум одно методическое пособие, изданное НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры. Называется оно «Методика расследования преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ», и выпущено в 2004 году. В его конце приведена информация об организациях, занимающихся защитой авторских прав, и производящих «исследования и экспертизы» контрафактной продукции, причем совершенно бесплатно — вот такая неслыханная щедрость... В числе соавторов пособия — некто Д.В.Соколов, кандидат экономических наук. Это, чтоб вы знали, директор НП ППП...
Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы
Ну а про изданный Партнерством бестселлер под названием «Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы» я уже, помнится, писал. Даже если экспертизу проводит формально независимый эксперт, то он все равно в подавляющем большинстве случаев пользуется так называемой «методикой» из этого пособия.
В целом, приходится констатировать: та индустрия борьбы за авторские права, которая сложилась сейчас, больше всего напоминает уничтоженное иваном Грозным «кормление», когда жители города или волости из своих средств содержали царева наместника, который ими же управлял, и их судил. Один к одному: они и суд вершат, делая «экспертные заключения», и милиции объясняют, как лучше бороться за их права, а головные организации — еще и участвуют в принятии законов. Наместничество в чистом виде: под контролем все 3 ветви власти, с помощью которых и происходит сбор средств с местного населения.
Дело против Новой газеты
Неудивительна агрессивность Сударева на процессе: речь фактически шла о том, вскроются ли его махинации, или нет. Очень надеюсь, что «пиратское» дело против «Новой газеты» завершится оправдательным приговором. А еще я надеюсь, что самарская прокуратура, этот приговор получив, попытается выяснить, кто же нашел, проводя «экспертизу», пресловутые «признаки контрафактности», и как он их нашел...
Самарские борцы с пиратством
Вдобавок, в дело включилась правозащитная ассоциация «Агора», которая призывает заявлять о других фактах вымогательства со стороны Сударева. Так что мы можем узнать еще много нового о самарских борцах с пиратством. Хотя мне гораздо более интересно то, что творится в других регионах, хотя бы тех, что вошли «топ-10» по количеству уголовных дел.
Комментировать